ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБДОУ «Колосок» с. Уютное Протокол № 1 от «30» августа 2022г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Колосок» с. Уютное О.В. Киричок Приказ № 132 «30» августа 2022г. Положение об организации проектной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Колосок» села Уютное Сакского района Республики Крым 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом МБДОУ «Колосок» с. Уютное. 1.2. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. 2. Цели и задачи 2.1. В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Учреждения с семьёй; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту и видам деятельности; 2.2. Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной 1 деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. 2.3. Цель проектной деятельности - развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 2.4. Задачи проектной деятельности - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. 2.5. Основные требования к использованию метода проекта: - в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. 2.6 Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых); - развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков. 2.7. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 2.8. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков. 2.8.1. Задачи развития в младшем дошкольном возрасте: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). 2.8.2. Задачи развития в старшем дошкольном возрасте: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 2.9. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. 2 3. Требования к проектной деятельности 3.1. Типы проектов (по Л. В. Киселевой): - Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы) - Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы) - Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы) - Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст) 3.2. Виды проектов : - Индивидуальный - Групповой - Межгрупповой - Комплексный 3.3. Продолжительность проектов: - Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц) - Проект средней продолжительности (2—4 месяца) - Долгосрочный проект (учебный год) 3.4. Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов: 1). Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. 2). Разработка проекта — план деятельности по достижению цели: • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу). • в каких источниках можно найти информацию. • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование). • с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3). Выполнение проекта — практическая часть. 4). Публичное представление продукта проектной деятельности. 5). Подведение итогов. 3.5. Информационная карта проекта: Тема проекта: Цель проекта: Задачи проекта: Участники проекта: Тип проекта: по методу: по количеству участников: по продолжительности: Виды детской деятельности: Обеспечение проекта: Материально – техническое: Учебно-методическое: Предполагаемый результат: Продукт проектной деятельности: Презентация проекта: 3 Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный (мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.) 2 этап. Выполнение проекта (примерная форма оформления) Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды 3 этап. Результат (подведение итогов работы по проекту). На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т. д. 4. Организация работы 4.1. Педагогический Совет ДОУ утверждает план работы по организации проектной деятельности на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. 4.2. Право разрабатывать проекты принадлежит любому педагогическому работнику ДОУ. 4.3. Для разработки проекта может быть сформирована творческая группа. 4.4. Автор проекта не позднее, чем за 5 дней до начала проектной деятельности предоставляет в методический кабинет информационную карту проекта. 4.5. Руководитель проекта утверждается Приказом руководителя учреждения. 4.5.1. Руководитель проекта: осуществляет общее руководство программной деятельностью по проекту, контроль над исполнением сроков проекта и своевременно предоставляет информацию; ведет переписку с третьими лицами по текущим вопросам деятельности по проекту; осуществляет анализ результатов программной деятельности, составляет промежуточный и итоговый отчет; осуществляет мониторинг деятельности по проекту; анализирует ход реализации проекта; отвечает за выработку и принятие решений по проекту; выполняет другие, предусмотренные проектом полномочия. 4.5.2. Руководитель группы может быть отстранен за неэффективное руководство и нарушение сроков разработки проекта решением Педагогического совета. В этом случае разработка поручается другому лицу. 4.6. Разработчик проекта обязан по запросу Педагогического совета или в установленные сроки информировать членов педагогического коллектива о ходе выполняемых работ. 4.7. По окончании проектной деятельности в методический кабинет предоставляется справка о мероприятиях, проведенных в рамках проектной деятельности не позднее 7 дней после окончания срока реализации проекта. 5. Контроль 5.1. Контроль за организацией проектной деятельности в ДОУ возложена на старшего воспитателя дошкольного учреждения. 6. Документация - Результаты реализации проектной деятельности хранятся у автора проекта. - Справка (отчетный документ) о реализации проектной деятельности хранится в методическом кабинете. 7. Заключительные положения. 4 7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения руководителем учреждения и действует до его изменения или отмены. 7.2. Все изменения в настоящее Положение рассматриваются на заседании педагогического совета. 7.3. Настоящее Положение должно быть доведено до сведения всех педагогических работников ДОУ после его утверждения. 5