ПОЛОЖЕНИЕ о самообразовании педагогических работников

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Колосок» с. Уютное
Протокол № 1
от «30» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ «Колосок» с. Уютное
О.В. Киричок
Приказ № 133 от «30» августа 2022г.

Положение
о самообразовании педагогических работников
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Колосок» села Уютное Сакского района Республики Крым
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее - Закон),
Уставом МБДОУ «Колосок» с. Уютное (далее Учреждение)
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования,
которая является одной из основных форм методической работы.
1.3. «Самообразование — эго самостоятельное приобретение знаний из различных источников
с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения
знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и
вписаться в контекст происходящего». (К.Ю. Белая «Самообразование педагогов в ДОУ»)
1.4. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
1.5. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся на педагогическом совете и
утверждаются приказом заведующего Учреждения.
1.6. Настоящее Положение доводится до сведения педагогических работников (воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель – логопед, педагог психолог) дошкольного учреждения под роспись.
1.7. Срок настоящего Положения не ограничен. Настоящее Положение действует до принятия
нового
2. Цель и задачи
Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами
своего профессионального уровня.
Задачи:
- совершенствование теоретических знаний педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших
достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых
педагогических технологий;
- развитие в дошкольной образовательной организации инновационных процессов;
- накопление опыта проведения научно - методической и опытно экспериментальной работы
- реализация технологий ФГОС ДО
- анализ возрастных особенностей группы;
- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных
требований общества.
3. Содержание самообразовательной деятельности
3.1. Приоритетными направлениями в самообразовании педагогов становятся научнометодическая, исследовательская, опытно-экспериментальная работы по следующим
содержательным линиям:
1

- формирование нового содержания дошкольного образования;
- внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий;
- разработка нового механизма управления качеством образовательной системы.
3.2. Содержание самообразовательной деятельности педагога определяется:
- целями и задачами, стоящими перед дошкольным образовательным учреждением в области
совершенствования воспитательно-образовательного процесса, развития инноваций;
- личными потребностями и интересами педагогических работников в области
профессионального роста;
- задачами развития региональной системы образования.
3.3. Основными формами самообразования являются: изучение нормативно-правовых
документов, научно-методической и специальной литературы; посещение открытой
непосредственно образовательной деятельности коллег; ведение самостоятельных разработок;
обучение на курсах повышения квалификации.
3.4. Педагогу при
проведении
работы
по
самообразованию
представляется
самостоятельность в выборе содержания, форм деятельности, сроков исполнения и
отчетности.
4. Порядок оформления и проведения самообразовательной деятельности
4.1. Тема самообразования определяется, исходя из:
- основных направлений работы дошкольной образовательной организации;
- проблем и противоречий, возникающих в процессе работы педагогических работников;
- специфики их индивидуальных интересов.
4.2. Срок работы над темой определяется каждым педагогом индивидуально и может
составлять от двух до пяти лет, но не менее одного года.
4.3. Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой.
4.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог
представляет наработанный материал.
4.5. Заявленные темы подаются старшему воспитателю и рассматриваются на
методическом мероприятии педагогов, утверждаются заведующим Учреждения.
4.6. Старший воспитатель ведет учет тем самообразования, курирует деятельность
педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую методическую помощь.
4.7. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада (аналитического отчета) на заседании педагогического совета;
- статьи на сайте дошкольного образовательного учреждения;
- дидактического материала;
- методического пособия;
- научно-методической разработки;
- теоретического, методического и практического семинаров;
- тренинга;
- мастер-класса;
- открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности.
4.8. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным
для использования другими педагогами.
4.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к его
распространению на различных уровнях.

ПРИЛОЖЕНИЯ
2

Приложение 1
Примерная тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и
педагогическим стажем:
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и
развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью
повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение
полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте
тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

3

Приложение 2
Примерный план работы педагога над темой самообразования
№
1.1.
1.2.
1.3.

2.1.

3.1.
3.2.
3.3.
4.1.

4.2.

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (выявление)
Содержание работы
Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее
актуальности, необходимости рассмотрения
Постановка целей, задач работы
Теоретическая часть:
• Изучение методической, педагогической, психологической и
другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
• Ознакомление с требованиями оформления теоретической части
работы Подбор материала по теме, наработка дидактических и
методических пособий
2 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Практическая часть:
• Составление конспектов занятий, досуговой и разнообразной
деятельности и т.д., их апробация.
• Обогащение предметно — развивающей среды по теме
самообразования
• Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования
для проведения деятельности
З. ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ
Проведение открытых мероприятий
Выступление на педагогическом совете
Участие в работе творческих групп
4 ЭТАП. ЗАВЕРШЕНИЕ
Оформление результатов педагогического наблюдения детей по
проблеме
Оформление опыта работы:
• Систематизация теоретической части
• Систематизация практической материала
• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана
работы по самообразованию, конспектов, результатов
продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др

5 ЭТАП. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ (распространение)
Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:
1.Доклад
2.Организация выставки результатов продуктивной
деятельности детей
5.2. Предоставление опыта работы в методический кабинет на
выставку «Передовой педагогический опыт»
5.3. Подготовка материала к публикации в печатных изданиях
5.4. Участие в педагогических конкурсах
5.1.

Сроки
реализации
1-й год работы над
темой
1-й год работы
над темой
1-й год работы
над темой

2-й, 3-й год
работы над
темой

3-й, 4-й год
работы над
темой
3-й год
(4-й, 5-й годы)
3-й год
(4-й, 5-й годы)

В ходе
дальнейшей
педагогической
деятельности

4

Приложение 3
Примерный план отчета по работе над темой самообразования
в период реализации мероприятий практического этапа
1. План отчета:
• Обоснование выбора темы.
• Цель и задачи работы над темой, сроки.
• Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по
решению проблемы.
• Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в
конкретных условиях.
• Какой предполагается результат и форма его представления
2. Полученные от педагога данные вносятся в таблицу.
№

ФИО
педагога

Должность

Тема
самообразования

Года
работы
над темой

Форма
отчёта

Деятельность по
реализации темы

3. Необходимость введения графы «Год работы над темой» продиктована тем, что позволяет
отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать
соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в
течение конкретного учебного года.
4. Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить
передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.

Приложение 4
Примерный план итогового отчета по работе над темой самообразования
План отчета:
• Обоснование выбора темы.
• Цель и задачи работы над темой, сроки
• Какие использовали формы организации самообразования
• Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по
решению проблемы.
• Какая была реализована система мер для решения педагогом проблемы в конкретных
условиях.
• Форма предоставления наработанного материала

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».