ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММА

ОПИСАНИЕ БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» в МБДОУ «Колосок» с. Уютное разработана
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Колосок» с. Уютное.
(п.2.13. ФГОС ДО)
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
ОП ДО охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей с 1,6
до 7 (8-ми) лет.
Образовательная программа ДОУ:
обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 1,6 лет до 7 (8) лет, в том числе
одарённым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по всем основнымнаправлениям Программа,
обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ:
Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом
рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога - психолога);
Консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам
воспитания ребенка в семье.
Для одарённых детей.
Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом
рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, педагога-психолога);
Консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по
вопросам воспитания ребенка в семье.
Возрастные категории детей.
от 1,6 лет – до 3 лет – ранний возраст
Дошкольный возраст.
от 3 лет до 4 лет - младший
от 4 лет до 5 лет - средний
от 5 лет до 6 лет, от 6 лет до 7 (8) лет - старший
*Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого
возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой
дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3).
Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной
образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
представлены следующие парциальные программы/технологии:
Дополнением к материалам ФОП в ДОУ являются парциальные образовательные
программы. Их реализация необходима для того, чтобы повысить качество дошкольного
образования детей, посещающих ДОУ, и эффективность образовательной системы.
Реализация парциальных программ позволяет учесть ряд региональных особенностей:

природные и исторические особенности Крымского полуострова, социокультурные,
этнографические особенности населения Республики Крым;

природные, исторические особенности Сакского района и села Уютное, особенности
занятости населения (деятельность людей, развитие посёлка и т.д.);

особенности ДОУ (возраст, место расположения, традиции и т.д.).
В ДОУ реализуются следующие дополнительные образовательные программы:
«Крымский веночек» Региональная парциальная программа по гражданско-

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым.
Авторы-составители: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В.
Феклистова, 2019 г.Одобрена коллегией Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым от 01.03.2017 г., протокол № 1/7.
«Дорогою добра» Программа социально – коммуникативного развития и социального
воспитания дошкольников, учебное издание Коломийченко Л.В., 2015г. (Рецензент:
Парамонова М.Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
дошкольного образования, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ
ВПО «Московский педагогический государственный университет»).
«Цветные ладошки» Парциальная программа художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет по формированию эстетического отношения и
художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. Автор – составитель
Лыкова И.А.
Каждая из реализуемых программ дополняет содержание одной или нескольких
образовательных областей ФОП:
Название
программы
«Крымский веночек»
«Дорогою добра»
«Цветные ладошки»

Социальнокоммуникативное
развитие
+
+

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Познавательное Речевое Художественноразвитие
развитие
эстетическое
развитие
+
+
+
+
+

Физическое
развитие
+

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях в части,
формируемой участниками образовательного процесса
1.
Социально – коммуникативное развитие
Использование в работе педагогов с детьми:
- хороводные игры в утренний отрезок времени, с целью эмоционального
сближения в начале дня;
- ежедневные «Разговорные минутки» общения перед завтраком, когда нужно
настраиваться на тему дня, после дневной прогулки, перед сном, когда детям
необходимо успокоиться и вечером, в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее
важных моментов прошедшего дня.
2.
Познавательное развитие
Использование развивающих игровых технологий:
- Логические блок Золтана Дьенеша «Учимся – играя», которые на наглядной
основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими
представлениями и начальными знаниями по информатике.
-Развивающие игры Никитиных по логико-математическому развитию детей
дошкольного возраста. Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для
развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой
базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или
геометрические фигуры. С их помощью, можно создавать различные задания для
малышей разного уровня сложности.
- Развивающие счетные палочки Джорджа Кюизенера. Достоинство методики в
том, что она развивает не только познавательную деятельность, но и мелкую моторику,
воображение, зрительное и пространственное восприятие. Объёмность палочек и их
различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и
цвет).
- Интеллектуальные игры В.В.Воскобович развивают креативный взгляд на
простые предметы, тренирует воображение, гибкость и оригинальность мысли.
3. Речевое развитие

- Использование в работе педагогов с детьми: технологии «Синквейн» игровой
приём для развития речи детей дошкольного возраста.
- Составление описательных рассказов и заучивание стихотворений при помощи
мнемосхем.
4. Художественно – эстетическое развитие
- Исполнительское искусство в певческих детских ансамблях, в том числе народное.
- Легоконструирование, робототехника.
5. Физическое развитие
- Организация работы педагога по коррекции и профилактике плоскостопия у детей
дошкольного возраста на занятиях и вне занятий.
- Су – Джок оздоровительная технология, которая улучшает мелкую моторику рук,
поднимает настроение ребенку.
Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОУ представляет собой интеграцию разных её
видов:
Образовательная деятельность
Образовательная
Образовательная
Самостоятельная Взаимодействие
деятельность
деятельность
деятельность
с семьями детей
в процессе организации
в ходе режимных
детей
по реализации
различных видов
процессов
ОП ДО
детской деятельности
Образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей
(варианты)
1). Совместная деятельность педагога с
Самостоятельная,
спонтанно
ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, возникающая, совместная деятельность
педагог обучает ребёнка чему-то новому.
детей без всякого участия педагога.
Это могут быть:
2). Совместная деятельность ребёнка с
педагогом, при которой ребёнок и педагог –
 самостоятельные
игры
детей
равноправные партнёры.
(сюжетно-ролевые,
режиссёрские,
3). Совместная деятельность группы детей театрализованные, игры с правилами,
под руководством педагога, который на правах музыкальные и др.),
участника деятельности на всех этапах её
 самостоятельная изобразительная
выполнения (от планирования до завершения) деятельность по выбору детей,
направляет совместную деятельность группы
 самостоятельная
познавательнодетей.
исследовательская деятельность (опыты,
4). Совместная деятельность детей со эксперименты и др.).
сверстниками без участия педагога, но по его
заданию. Педагог в этой ситуации не является
участником деятельности, но выступает в роли её
организатора, ставящего задачу группе детей,
тем самым, актуализируя лидерские ресурсы
самих детей.
Культурные практики
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они
расширяют социальные и практические компоненты содержания образования,
способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым
и самостоятельной деятельности.

Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление
детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах
деятельности, обеспечивают их продуктивность.
Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою
субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных
видов детских инициатив.
№

Культурные практики

Виды детских инициатив

1.

Игровая деятельность

2.

Продуктивная
деятельность
Познавательноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Чтение
художественной
литературы

Творческая инициатива: ребёнок проявляет себя как
творческий субъект.
Инициатива целеполагания: ребёнок проявляет себя как
созидающий и волевой субъект.
Познавательная инициатива: ребёнок выступает в роли
субъекта исследования.

3.

Коммуникативная
инициатива:
ребёнок
является
партнёром по взаимодействию и собеседником.
5.
Эта практика дополняет развивающие возможности
других культурных практик детей дошкольного возраста
(игровой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной деятельности).
Условия и способы поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать,
конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие
важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОУ как уверенность в себе,
чувство защищённости, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной
самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребёнок приходит в ДОУ, и
вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, например:
1) Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
2) Свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры;
3) Игры-импровизации и музыкальные игры;
4) Речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
5) Логические игры, развивающие игры математического содержания;
6) Самостоятельная деятельность в книжном уголке;
7) Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
8) Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
4.

Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями детей
раннего и дошкольного возраста являются:
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей раннего и дошкольного возрастов;
 обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Грамотно организованное взаимодействие семьями дополняет, поддерживает и
тактично направляет воспитательные действия родителей детей.

Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) Информирование родителей и общественности относительно целей ДО, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, Республики Крым, Сакского
района о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательных программах, реализуемых в ДОУ;
2) Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
4) Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями воспитанников для решения образовательных задач;
5) Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Принципы взаимодействия
Построение взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется на
следующих принципах:
1) Принцип приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в
соответствии с Законом об образовании у родителей воспитанников не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего
ребёнка;
2) Принцип открытости: для родителей должна быть доступна актуальная
информация об особенностях пребывания ребёнка в группе, в ДОУ; каждому из родителей
должен быть предоставлен свободный доступ в ДОУ (при отсутствии карантинных мер);
между педагогами и родителями необходим обмен информацией об особенностях развития
ребёнка в ДОУ и семье;
3) Принцип взаимного доверия, уважения и доброжелательности во
взаимоотношениях педагогов и родителей: при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями; важно этично и разумно использовать
полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в
интересах детей;
4) Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье: при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОУ, проводимым
мероприятиям; возможности включения родителей в совместное решение образовательных
задач;
5) Принцип возрастосообразности: при планировании и осуществлении
взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с
родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста),
обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Направления взаимодействия
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей воспитанников
предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах
организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных
инициатив родителей детей раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию
образовательных проектов ДОУ совместно с семьёй.
Деятельность педагогического коллектива ДОУ по построению взаимодействия с
родителями воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:
1) Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого ребёнка, её запросах в отношении охраны его здоровья и развития; об уровне

психолого-педагогической компетентности родителей; а также планирование работы с
семьей с учётом результатов проведённого анализа; согласование воспитательных задач;
2) Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей по
вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания
и обучения детей, в т.ч. с ОП ДО в условиях семьи; особенностей поведения и
взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных
ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских видах
деятельности, образовательном процессе и др.
3) Просветительское направление предполагает просвещение родителей по вопросам
особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и
дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определённого возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной
политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемых в ДОУ
образовательных программ; условиях пребывания ребёнка в группе ДОУ; содержании и
методах образовательной работы с детьми;
Особое внимание в просветительской деятельности ДОУ уделяется повышению
уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений
просветительской деятельности:
1) Информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и
психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное
питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный
психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и др.), о действии
негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих
непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) Своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
3) Информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей
на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОУ и семьи в решении
данных задач;
4) Знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
5) Информирование родителей о негативном влиянии на развитие детей
систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна,
возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации
и общения и др.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».