ОПИСАНИЕ БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в МБДОУ «Колосок» с. Уютное разработана Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Колосок» с. Уютное. (п.2.13. ФГОС ДО) Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ОП ДО охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей с 1,6 до 7 (8-ми) лет. Образовательная программа ДОУ: обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 1,6 лет до 7 (8) лет, в том числе одарённым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основнымнаправлениям Программа, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению. Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ: Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога - психолога); Консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье. Для одарённых детей. Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога); Консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам воспитания ребенка в семье. Возрастные категории детей. от 1,6 лет – до 3 лет – ранний возраст Дошкольный возраст. от 3 лет до 4 лет - младший от 4 лет до 5 лет - средний от 5 лет до 6 лет, от 6 лет до 7 (8) лет - старший *Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3). Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены следующие парциальные программы/технологии: Дополнением к материалам ФОП в ДОУ являются парциальные образовательные программы. Их реализация необходима для того, чтобы повысить качество дошкольного образования детей, посещающих ДОУ, и эффективность образовательной системы. Реализация парциальных программ позволяет учесть ряд региональных особенностей: природные и исторические особенности Крымского полуострова, социокультурные, этнографические особенности населения Республики Крым; природные, исторические особенности Сакского района и села Уютное, особенности занятости населения (деятельность людей, развитие посёлка и т.д.); особенности ДОУ (возраст, место расположения, традиции и т.д.). В ДОУ реализуются следующие дополнительные образовательные программы: «Крымский веночек» Региональная парциальная программа по гражданско- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым. Авторы-составители: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова, 2019 г.Одобрена коллегией Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 01.03.2017 г., протокол № 1/7. «Дорогою добра» Программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников, учебное издание Коломийченко Л.В., 2015г. (Рецензент: Парамонова М.Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»). «Цветные ладошки» Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет по формированию эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. Автор – составитель Лыкова И.А. Каждая из реализуемых программ дополняет содержание одной или нескольких образовательных областей ФОП: Название программы «Крымский веночек» «Дорогою добра» «Цветные ладошки» Социальнокоммуникативное развитие + + ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ Познавательное Речевое Художественноразвитие развитие эстетическое развитие + + + + + Физическое развитие + Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях в части, формируемой участниками образовательного процесса 1. Социально – коммуникативное развитие Использование в работе педагогов с детьми: - хороводные игры в утренний отрезок времени, с целью эмоционального сближения в начале дня; - ежедневные «Разговорные минутки» общения перед завтраком, когда нужно настраиваться на тему дня, после дневной прогулки, перед сном, когда детям необходимо успокоиться и вечером, в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. 2. Познавательное развитие Использование развивающих игровых технологий: - Логические блок Золтана Дьенеша «Учимся – играя», которые на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. -Развивающие игры Никитиных по логико-математическому развитию детей дошкольного возраста. Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью, можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности. - Развивающие счетные палочки Джорджа Кюизенера. Достоинство методики в том, что она развивает не только познавательную деятельность, но и мелкую моторику, воображение, зрительное и пространственное восприятие. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет). - Интеллектуальные игры В.В.Воскобович развивают креативный взгляд на простые предметы, тренирует воображение, гибкость и оригинальность мысли. 3. Речевое развитие - Использование в работе педагогов с детьми: технологии «Синквейн» игровой приём для развития речи детей дошкольного возраста. - Составление описательных рассказов и заучивание стихотворений при помощи мнемосхем. 4. Художественно – эстетическое развитие - Исполнительское искусство в певческих детских ансамблях, в том числе народное. - Легоконструирование, робототехника. 5. Физическое развитие - Организация работы педагога по коррекции и профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста на занятиях и вне занятий. - Су – Джок оздоровительная технология, которая улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Образовательная деятельность в ДОУ представляет собой интеграцию разных её видов: Образовательная деятельность Образовательная Образовательная Самостоятельная Взаимодействие деятельность деятельность деятельность с семьями детей в процессе организации в ходе режимных детей по реализации различных видов процессов ОП ДО детской деятельности Образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей (варианты) 1). Совместная деятельность педагога с Самостоятельная, спонтанно ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, возникающая, совместная деятельность педагог обучает ребёнка чему-то новому. детей без всякого участия педагога. Это могут быть: 2). Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – самостоятельные игры детей равноправные партнёры. (сюжетно-ролевые, режиссёрские, 3). Совместная деятельность группы детей театрализованные, игры с правилами, под руководством педагога, который на правах музыкальные и др.), участника деятельности на всех этапах её самостоятельная изобразительная выполнения (от планирования до завершения) деятельность по выбору детей, направляет совместную деятельность группы самостоятельная познавательнодетей. исследовательская деятельность (опыты, 4). Совместная деятельность детей со эксперименты и др.). сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей. Культурные практики Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность. Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив. № Культурные практики Виды детских инициатив 1. Игровая деятельность 2. Продуктивная деятельность Познавательноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Чтение художественной литературы Творческая инициатива: ребёнок проявляет себя как творческий субъект. Инициатива целеполагания: ребёнок проявляет себя как созидающий и волевой субъект. Познавательная инициатива: ребёнок выступает в роли субъекта исследования. 3. Коммуникативная инициатива: ребёнок является партнёром по взаимодействию и собеседником. 5. Эта практика дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности). Условия и способы поддержки детской инициативы Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОУ как уверенность в себе, чувство защищённости, комфорта, положительного самоощущения. Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребёнок приходит в ДОУ, и вторая половина дня. Любая деятельность ребёнка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например: 1) Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование; 2) Свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры; 3) Игры-импровизации и музыкальные игры; 4) Речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками; 5) Логические игры, развивающие игры математического содержания; 6) Самостоятельная деятельность в книжном уголке; 7) Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование; 8) Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями детей раннего и дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Грамотно организованное взаимодействие семьями дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей детей. Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач: 1) Информирование родителей и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, Республики Крым, Сакского района о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательных программах, реализуемых в ДОУ; 2) Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 3) Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями воспитанников для решения образовательных задач; 5) Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Принципы взаимодействия Построение взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется на следующих принципах: 1) Принцип приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей воспитанников не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребёнка; 2) Принцип открытости: для родителей должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе, в ДОУ; каждому из родителей должен быть предоставлен свободный доступ в ДОУ (при отсутствии карантинных мер); между педагогами и родителями необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОУ и семье; 3) Принцип взаимного доверия, уважения и доброжелательности во взаимоотношениях педагогов и родителей: при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями; важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах детей; 4) Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОУ, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей в совместное решение образовательных задач; 5) Принцип возрастосообразности: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. Направления взаимодействия Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей воспитанников предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей детей раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОУ совместно с семьёй. Деятельность педагогического коллектива ДОУ по построению взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется по нескольким направлениям: 1) Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого ребёнка, её запросах в отношении охраны его здоровья и развития; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведённого анализа; согласование воспитательных задач; 2) Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в т.ч. с ОП ДО в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских видах деятельности, образовательном процессе и др. 3) Просветительское направление предполагает просвещение родителей по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемых в ДОУ образовательных программ; условиях пребывания ребёнка в группе ДОУ; содержании и методах образовательной работы с детьми; Особое внимание в просветительской деятельности ДОУ уделяется повышению уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений просветительской деятельности: 1) Информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и др.), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; 2) Своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; 3) Информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач; 4) Знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОУ; 5) Информирование родителей о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и др.).