Примерный режим и распорядок дня во всех возрастных группах Обязательная часть (п. 35 ФОП ДО) Режим дня МБДОУ «Колосок» с. Уютное предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии сфизиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Основными компонентами режима в МБДОУ «Колосок» с. Уютное являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований, действующих СанПиН, условий реализации программы МБДОУ «Колосок» с. Уютное, потребностей участников образовательных отношений, с учетом сезонных изменений: - построения образовательного процесса на адекватных возрасту формахработы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - индивидуальных особенностей ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее); - в теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельностьпереносится на прогулку (при наличии условий). При проведении режимных процессов МБДОУ «Колосок» с. Уютное придерживается следующих правил: - полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании); - тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; - привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; - поощрение самостоятельности и активности; - формирование культурно-гигиенических навыков; - эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов; - учет потребности детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка; - спокойный и доброжелательный тон общения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. Для воспитанников, впервые поступивших в ДОУ, предполагается адаптационный режим с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Продолжительность ежедневных прогулок для детей до 7 лет, составляетне менее 3 часов в день. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки, организованной в детском саду, сокращается. При температуре плюс 10 °C и скорости ветра менее 4 м/с прием детей осуществляется на прогулочном участке. Прогулки организуем 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – перед уходом детей домой, в теплый период прием детей осуществляется на прогулке. Требования и показатели организации образовательного процесса и режима дня (п.35.12 ФОП ДО) Показатель Возраст Норматив Требования к организации образовательного процесса Начало занятий не ранее Окончание занятий, не позднее Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более все возрасты все возрасты от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет 8.00 17.00 10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет 20 минут от 3 до 4 лет 30 минут от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет 40 минут 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна 90 минут 10 минут Продолжительность перерывовмежду занятиями, не менее от 6 до 7 лет все возрастные категории детей Перерыв во время занятий длягимнастики, все возрастные 2-х минут не менее категории детей Показатели организации режима дня Продолжительность ночного сна не менее 1 - 3 года 12 часов 4 - 7 лет 11 часов Продолжительность дневного сна, не 1 - 3 года 3 часа менее 4 - 7 лет 2,5 часа Продолжительность прогулок, не менее для детей до 7 лет 3 часа в день Суммарный объем двигательной активности, не менее Утренний подъем, не ранее Утренняя зарядка, продолжительность, не менее все возрастные категории детей все возрастные категории детей до 7 лет 1 час в день 7 ч 00 минут 10 минут Правильный распорядок дня (режим дня) это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. ДОУ работает в 10,5-часовом режиме, в соответствии с этим разработаны режимы дня во всех возрастных группах ДОУ. Они имеют свои особенности. Критериями разработки режимов дня были определены следующие: 1). возраст детей ранний возраст от 1,5 до 3 лет; младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет; 2). особенности групп детей группы общеразвивающей направленности; группы комбинированной направленности; 3). сезоны года учебный год с 01 сентября по 31 мая; летний оздоровительный период с 01 июня по 31 августа; 4). региональные особенности климата, погодных условий длительность светового дня; количество солнечных дней в году; особенности времён года; близость моря. Примерные режимы дня в разных возрастных группах в разное время года представлены ниже в таблицах. Примерные режимы дня с 01 сентября по 31 мая В группах раннего возраста (1,5 – 3 года) Режимные моменты Время Холодный период года Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей); игры, индивидуальная работа 7.30 - 8.15 Утренняя зарядка (гимнастика) 8.15 - 8.25 Подготовка к завтраку, завтрак Активное бодрствование детей (самостоятельные игры, предметная деятельность ) Занятие 1 (в игровой форме первая подгруппа) Активное бодрствование детей (самостоятельные игры, предметная деятельность ) Занятие 1 (в игровой форме вторая подгруппа) 8.25 - 8.50 8.50 - 9.00 9.00 – 9.10 9.10 – 9.40 9.40 – 9.50 9.50 – 10.05 Второй завтрак Подготовка к прогулке. Прогулка, игры, самостоятельная деятельность, возвращение с прогулки Подготовка к обеду. Обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры Игры, самостоятельная художественная деятельность 11.50 – 12.20 12.20 – 15.00 15.00 – 15.20 15.20 – 15.55 Подготовка к полднику, полдник Чтение художественной литературы 15.55 – 16.20 16.20 – 16.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 16.30 – 18.00 10.05- 11.50 В группах младшего дошкольного возраста (3-4 года) Режимные моменты Время Холодный период года Приём детей, утренняя гимнастика, игры, самостоятельная деятельность детей 07.30 – 08.15 Подготовка к завтраку, завтрак 08.15 – 08.50 Игры, самостоятельная деятельность 08.50 – 09.00 Занятия 09.00 – 09.50 Второй завтрак 09.50 – 10.00 Подготовка к прогулке. Прогулка, возвращение с прогулки 10.00 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед 12.00 – 12.30 Подготовка ко сну, сон 12.30 – 15.20 Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры 15.20 – 15.30 Игры, самостоятельная художественная деятельность, чтение 15.30 – 16.00 художественной литературы Подготовка к полднику, полдник Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 16.00 – 16.20 16.20 – 18.00 В группах среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Режимные моменты Время Холодный период года Приём детей, утренняя гимнастика, игры, самостоятельная деятельность детей 07.30 – 08.10 на воздухе Игры, самостоятельная деятельность детей 08.10 – 08.20 Подготовка к завтраку, завтрак 08.20 – 08.50 Подготовка к занятиям 08.50 – 09.00 Занятия 09.00 – 09.50 Второй завтрак 09.50 – 10.00 Подготовка к прогулке. Прогулка, возвращение с прогулки 10.00 – 12.10 Подготовка к обеду. Обед 12.10 – 12.40 Подготовка ко сну, сон 12.40 – 15.10 Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры 15.10 – 15.25 Игры, самостоятельная художественная деятельность (развивающие игры, 15.25 – 15.45 используя образовательное пространство: «Школа маленького патриота», «Эколята – дошколята», «Путешествие по детскому саду», «Безопасное движение») Чтение художественной литературы 15.45 – 16.00 Подготовка к полднику, полдник 16.00 – 16.20 Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 16.20 – 18.00 В группах старшего дошкольного возраста Старшая группа (5-6 лет) Режимные моменты Время Холодный период года Приём детей на открытом воздухе, утренняя гимнастика, игры, 07.30 – 08.20 самостоятельная деятельность детей Подготовка к завтраку, завтрак 08.20 – 08.50 Подготовка к занятиям 08.50 – 09.00 Занятия 09.00 – 09.25 Самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы, 09.25 – 09.50 (развивающие игры, используя образовательное пространство: «Школа маленького патриота», «Эколята – дошколята», «Путешествие по детскому саду», «Мир без опасности») Второй завтрак 09.50 – 10.10 Занятия 10.10 – 10.35 Подготовка к прогулке. Прогулка, возвращение с прогулки 10.35 – 12.30 Подготовка к обеду. Обед. 12.30 – 13.00 Подготовка ко сну, сон 13.00 – 15.20 Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры 15.20 – 15.35 Занятия 15.35 – 16.00 Подготовка к полднику, полдник 16.00 – 16.20 Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 16.20 – 18.00 Подготовительная группа (6-7 лет) Режимные моменты Время Холодный период года Приём детей на открытом воздухе, утренняя гимнастика, игры, 07.30 – 08.20 самостоятельная деятельность детей Подготовка к завтраку, завтрак 08.20 – 08.40 Подготовка к занятиям 08.40 – 08.50 Занятия 08.50 – 10.00 Второй завтрак 10.00 – 10.20 Занятия 10.20 – 10.50 Подготовка к прогулке. Прогулка, возвращение с прогулки 10.50 – 12.40 Подготовка к обеду. Обед. 12.40 – 13.10 Подготовка ко сну, сон 13.10 – 15.30 Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры 15.30 – 15.40 Самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы, 15.40 – 16.00 (развивающие игры, используя образовательное пространство: «Школа маленького патриота», «Эколята – дошколята», «Путешествие по детскому саду», «Мир без опасности») Подготовка к полднику, полдник 16.00 – 16.20 Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 16.20 – 18.00 Примерные режимы дня с 01 июня по 31 августа в группах раннего возраста 07.30 – 08.15 Приём детей на открытом воздухе, игры, утренняя гимнастика 08.15 – 08.40 Подготовка к завтраку, завтрак 08.40 –11.15 Прогулка, игры, воздушные, солнечные ванны 11.15 – 11.35 Возвращение с прогулки, водные процедуры 11.35 – 12.10 Подготовка к обеду, обед 12.10 – 15.00 Подготовка ко сну, сон 15.00 – 15.20 Подъём детей, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры 15.20 – 15.55 Игры, индивидуальная работа 15.55 – 16.25 Подготовка к полднику, уплотненный полдник 16.25 – 17.30 Подготовка к прогулке, прогулка 17.30 – 18.00 Самостоятельная двигательная деятельность, игры Уход детей домой 18.00 в дошкольных группах 07.30 - 08.10 Приём детей на открытом воздухе, игры, утренняя гимнастика 08.10 - 08.40 Подготовка к завтраку, завтрак 08.40 -11.00 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей, воздушные, солнечные процедуры 11.00 -12.10 Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры 12.10 -12.40 Подготовка к обеду, обед 12.40 - 15.00 Подготовка ко сну, сон 15.00 - 15.15 Подъём детей, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры 15.15 - 16.05 Игры, занятие, индивидуальная работа, самостоятельная художественная деятельность 16.05 - 16.25 Подготовка к полднику, полдник 16.25 - 18.00 Прогулка, игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность. Уход детей домой