12.01.2023
«Самое дорогое у человека-это жизнь»
Н. А. Островский.
Начавшийся ХХI век, к
сожалению, для нас, взрослых, для родителей, для наших детей – это время
тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами,
заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты
проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф,
отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных
ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для
человека – жизнь.
Поэтому возникла необходимость поиска
механизма для формирования у подрастающего поколения навыков социальной
безопасности - сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Социализация – это вхождение в мир людей,
в систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и
результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектное явление,
включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В
этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о
безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных
ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию сложившихся в
обществе ценностей.
Детство - это уникальный период в жизни
человека, именно в это время закладываются основы здорового образа жизни, происходит
становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь
человека. От того, кто находится рядом с ребенком, благодаря чьей любви и
заботе, эмоциональной близости и поддержке он растет и развивается, у ребенка
формируется доверие к людям, зависит его взрослая, счастливая жизнь. Сегодня
реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных
потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от
роста преступности.
Поэтому «сверхзадача» родителей и
воспитателей состоит в том, чтобы дети поняли, что человеческий организм сложное, и в
высшей степени хрупкое создание природы, свою жизнь и здоровье надо беречь и
защищать, а значит знать и соблюдать правила безопасного поведения и
жизнедеятельности.
Как обеспечить безопасность и здоровый
образ жизни нашим детям?
Важно не только оберегать ребенка от
опасности, но и готовить его
встрече с возможными трудностями, формировать
представление о
наиболее опасных ситуациях, о
необходимости соблюдения мер
предосторожности, прививать ему навыки
безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для
ребенка примером для подражания.
Для того, чтобы ребенок не растерялся и
принял правильное решение, необходимо:
во-первых, дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах
поведения;
во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома,
на улице, в парке, в транспорте;
в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребёнка объяснить
собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это
или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он
лучше сможет понять, что он делает не так.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
-знакомство с бытовыми источниками
опасности, с необходимыми действиями в случае опасности,
- формирование представления о способах
безопасного поведения в быту, при встрече с незнакомыми людьми, когда ребёнок
потерялся и т.д.
-развитие основ экологической культуры,
воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
-воспитание грамотного участника дорожного
движения; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Для приобщения ребёнка к
безопасному поведению и реализация данных задач необходимо соблюдение некоторых
принципов:
- системность
и последовательность (любая новая ступень в
обучении детей опирается на уже освоенное
в предыдущем);
- доступность (усложнение материала
происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение
в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый
иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в
разные виды деятельности);
- психологическая
комфортность (снятие стрессовых факторов).
- преемственности
взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог
и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой
концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.
Формы организации образовательного процесса:
-занятия;
-заучивание стихотворений, правил
безопасного поведения;
-сбор фотоматериалов;
-игровая деятельность;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
отгадывание загадок;
-рассматривание иллюстраций, плакатов
по теме;
-наблюдения и экскурсии;
-театрализованные представления;
-моделирование ситуаций (позволяет
многократно, с разных позиций, «прожить» эту ситуацию и выработать навыки
безопасного поведения, которые помогут ребенку в опасные моменты жизни
сознательно действовать);
-тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность; совместная
творческая деятельность детей и взрослых;
-развлечения и досуги;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Решение задач обеспечения
безопасного, здорового образа жизни
возможно лишь при постоянном общении
взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему,
ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков
безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно –
развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который
содержит материалы:
-макет улицы с дорожными знаками,
разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы»,
«Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь», панно, коврики.
- плакаты по ОБЖ по темам «Если ты
потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для
дошкольников»;
- альбомы «Лекарственные растения»,
«Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш
поранился» и др.
- создание автогородка на участке для
использования полученных
знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, (игровая
деятельность), которая содержит:
-дидактические и словесные игры «Беспорядок»,
«Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в
обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй
отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так», «Опасно не опасно», «Продолжи
ряд», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», и др.
- настольно - печатные игры «Основы безопасности»,
«Большая
прогулка по городу», «Хорошо - плохо»,
«Валеология», «Дорожные
знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и
др.
- подвижные игры: «Красный, жёлтый,
зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может
быть опасно – найди».
3. Библиотека, в которой имеются
познавательная и художественная
литература, фотоальбомы, иллюстрации для
рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
-Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
-В. Житков «Пожар», «В дыму»;
-С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном
герое», «Сказка о глупом мышонке»;
-Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные
сказки»;
-К. Зайцева «Уроки Айболита»;
-Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка»,
«Красная Шапочка»,
«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух
и лиса» и др.
-Ю. Соколова «Правила безопасности»;
-И. Серяков «Улица, где все спешат»,
«Ученый дружок»;
-Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
-Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся
Кошкин дом! », «Огуречик»;
-А. Иванов «Азбука безопасности. Как
неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не
тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
-И. А. Яворская «Дети и дорога»;
-И. Лешкевич «Светофор»;
-Н. Носов «Автомобиль»;
-Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
-А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик
вдоль тротуара»,«Шлагбаум»;
-Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
-А. Дмоховский «Чудесный островок»;
-В. Семернин «Запрещается - разрешается»;
А. Северный «Три чудесных цвета».
НАПРИМЕР:
Для современного мира особенно актуальна
проблема социальной безопасности детей – защита их от преступности и насилия. Статистика нападений на
детей, говорит о том, что с каждым годом число их увеличивается.
Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся
детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с
незнакомыми людьми.
Существует множество методов и приемов
как научить ребенка безопасному поведению.
1. Метод моделирования.
Метод моделирования содержит в своей
структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра,
имитация и анализ конкретной ситуации. Метод моделирования позволяет
многократно, с разных позиций, в условиях, приближённых к реальности «прожить»
эту ситуацию и выработать навыки безопасного поведения, которые помогут ребенку
в опасные моменты жизни сознательно действовать.
Таким образом: Методом моделирования
помогает научить ребёнка самостоятельному поиску быстрого и эффективного
решения выхода из сложной ситуации.
В целях профилактики
детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний
об опасных ситуациях, заканчивать каждый тренинг, игру и т.д. следует
позитивно.
2. Вместе с детьми можно рассмотреть и обсудить возможные ситуации
насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого: хватает за
руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд, строение.
3. Тренинги «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в детском саду», «Незнакомец
звонит по телефону», «Незнакомец предлагает посмотреть котенка», «Незнакомец
угощает конфетой», «Защити себя сам», «Потерялся в городе» помогут детям разобраться в безобидных, на первый
взгляд, ситуациях и научили их правильным действиям (громко кричать, призывать
на помощь, привлекать внимание окружающих, обязательно рассказывать близким
людям об этом).
4. С помощью игр-драматизаций, театрализованных представлений
сказок («Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Красная Шапочка»,
«Волк и семеро козлят», «Колобок») дети узнают, что опасность их может
подстерегать не только на улице, но и дома, как обманчива внешность и ласковые
слова незнакомца. А как действовать в подобных ситуациях дети узнали,
разыгрывая их: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами;
ребенок со взрослыми.
5. В качестве дополнительного материала можно использовать в работе литературные
произведения (стихотворения, рассказы, загадки, пословицы), ролевые
игры, игры-инсценировки, беседы, проблемные ситуации на разных этапах раскрытия
проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.
Работа с родителями - одно из важнейших
направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанных с
безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим
тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как
наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями:
- объяснить актуальность, важность
проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по
данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде
всего в семье.
В работе с родителями используется:
информационно - аналитическое направление: проведение опросов,
анкетирование родителей;
познавательное направление: родительские собрания,
семинары-практикумы;
наглядно-информационное направление: организация дней
открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности,
информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; совместное
проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ,
изделий из бросового и природного материала.
Итак, дошкольный возраст
- период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от
опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать
представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер
предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с
родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста. СПб: Детство – пресс 2003.
2. Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова
Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до
Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей – 2006. №4
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить
безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей –
М. 1998.
4. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии
– СПб 2004.
5. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших
руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей.
– М. 1991.
6. Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Р.
Один дома. Дошкольное воспитание.№10. 1999.
7. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии –
СПб.: Питер. 2006.
8. Хромцева Т. Г. «Воспитание
безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. - Москва,
2007.
9. Как обеспечить безопасность дошкольников.
Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.05.2023
Дата обновления: 01.05.2023
Дата публикации: 12.01.2023