ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12.01.2023

«Самое дорогое у человека-это жизнь»

Н. А. Островский.

 

Начавшийся ХХI век, к сожалению, для нас, взрослых, для родителей, для наших детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь.

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения навыков социальной безопасности - сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию сложившихся в обществе ценностей.

Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. От того, кто находится рядом с ребенком, благодаря чьей любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке он растет и развивается, у ребенка формируется доверие к людям, зависит его взрослая, счастливая жизнь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности.

Поэтому «сверхзадача» родителей и воспитателей состоит в том, чтобы дети поняли, что человеческий организм сложное, и в высшей степени хрупкое создание природы, свою жизнь и здоровье надо беречь и защищать, а значит знать и соблюдать правила безопасного поведения и жизнедеятельности.

 

 

Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его

встрече с возможными трудностями, формировать представление о

наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер

предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо:

во-первых, дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

-знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности,

- формирование представления о способах безопасного поведения в быту, при встрече с незнакомыми людьми, когда ребёнок потерялся и т.д.     

-развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

-воспитание грамотного участника дорожного движения; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению и реализация данных задач необходимо соблюдение некоторых принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в

обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Формы организации образовательного процесса:

-занятия;

-заучивание стихотворений, правил безопасного поведения;

-сбор фотоматериалов;

-игровая деятельность;

-беседы;

-чтение художественной литературы; отгадывание загадок;

-рассматривание иллюстраций, плакатов  по теме;

-наблюдения и экскурсии;

-театрализованные представления;

-моделирование ситуаций (позволяет многократно, с разных позиций, «прожить» эту ситуацию и выработать навыки безопасного поведения, которые помогут ребенку в опасные моменты жизни сознательно действовать);

-тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность; совместная творческая деятельность детей и взрослых;

-развлечения и досуги;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни

возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь», панно, коврики.

- плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников»;

- альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

- создание автогородка на участке для использования полученных

знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, (игровая деятельность), которая содержит:

-дидактические и словесные игры «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так», «Опасно не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», и др.Хочу такой сайт

- настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая

прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные

знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

- подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная

литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

 

Рекомендуемая художественная литература:

-Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

-В. Житков «Пожар», «В дыму»;

-С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

-Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

-К. Зайцева «Уроки Айболита»;

-Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка»,

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

-Ю. Соколова «Правила безопасности»;

-И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

-Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

-Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

-А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

-И. А. Яворская «Дети и дорога»;

-И. Лешкевич «Светофор»;

-Н. Носов «Автомобиль»;

-Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

-А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара»,«Шлагбаум»;

-Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

-А. Дмоховский «Чудесный островок»;

-В. Семернин «Запрещается - разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

 

НАПРИМЕР:

Для современного мира особенно актуальна проблема социальной безопасности детей – защита их от преступности и насилия. Статистика нападений на детей, говорит о том, что с каждым годом число их увеличивается.

Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми.

Существует множество методов и приемов как научить ребенка безопасному поведению.

1. Метод моделирования.

Метод моделирования содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. Метод моделирования позволяет многократно, с разных позиций, в условиях, приближённых к реальности «прожить» эту ситуацию и выработать навыки безопасного поведения, которые помогут ребенку в опасные моменты жизни сознательно действовать.

Таким образом: Методом моделирования помогает научить ребёнка самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.

В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждый тренинг, игру и т.д. следует позитивно.

2. Вместе с детьми можно рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого: хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд, строение.

3. Тренинги «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в детском саду», «Незнакомец звонит по телефону», «Незнакомец предлагает посмотреть котенка», «Незнакомец угощает конфетой», «Защити себя сам», «Потерялся в городе» помогут  детям разобраться в безобидных, на первый взгляд, ситуациях и научили их правильным действиям (громко кричать, призывать на помощь, привлекать внимание окружающих, обязательно рассказывать близким людям об этом).

4. С помощью игр-драматизаций, театрализованных представлений сказок («Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок») дети узнают, что опасность их может подстерегать не только на улице, но и дома, как обманчива внешность и ласковые слова незнакомца. А как действовать в подобных ситуациях дети узнали, разыгрывая их: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок со взрослыми.

5. В качестве дополнительного материала можно использовать в работе литературные произведения (стихотворения, рассказы, загадки, пословицы), ролевые игры, игры-инсценировки, беседы, проблемные ситуации на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями:

- объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

 

Итак, дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство – пресс 2003.

2.     Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей – 2006. №4

3.     Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.

4.     Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб 2004.

5.     Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991.

6.     Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Р. Один дома. Дошкольное воспитание.№10. 1999.

7.     Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2006.

8.      Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. -  Москва, 2007.

9.     Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.05.2023

Дата обновления: 01.05.2023

Дата публикации: 12.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».