08.01.2024
Социализация детей дошкольного возраста,
не посещающих
дошкольное учреждение.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических
периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально - -стрессовая
ситуация. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит
работоспособность и успеваемость в последующие годы. Но детям, которые росли дома,
под присмотром мамы, бабушки или няни, адаптироваться школьной жизни еще сложнее,
чем выпускникам детсада. Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию,
домашние дети, даже в том случае, если родители старались соблюдать определенный
режим дня, имели гораздо большую степень свободы. Добавьте к этому ещё не домашнюю
еду, общественный туалет и т.д. У них нет большого опыта общения со сверстниками
и чужими взрослыми. Не с мамой, бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые ещё ребёнок
не попросил уже готовы броситься на помощь и много раз, разговаривая с ним, что
называется, «глаза в глаза». В результате, резкий переход такого ребенка на жесткий
школьный режим становится сильным стрессом.
Гармонично вписаться в
детский коллектив в 6-7 лет гораздо сложнее, чем в 2-4 года. Ведь в детском саду
все внимание родителей, воспитателей и самих детей сконцентрировано именно на взаимоотношениях
с коллективом. В школьные годы внимание переключается на учебу и первоклашки, которые
воспитывались дома, в дошкольном возрасте, сталкиваются с рядом специфических трудностей,
связанных с адаптацией в совершенно новой для них среде.
И чем дольше мама сидит
с малышом дома, тем сложнее будет ребенку адаптироваться к условиям коллектива.
Он сильнее привыкает к тому, что он один, все внимание направлено только на него.
Ребенок ощущает постоянную опеку родных. У него не возникает конфликтов из-за игрушек,
ему не приходится анализировать свое поведение относительно других детей.
Таких детей сегодня много
и серьёзные проблемы с психологической адаптацией практически у 40% детей, которые
не ходили в детский сад. Таким детям грозит - социальная дезадаптация.
Главная причина школьной
дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит
в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность
– школу входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению. Малышу, привыкшему
быть центром внимания в семье, достаточно сложно адаптироваться к новым условиям.
Дома, что бы ни делал кроха, он всегда самый лучший и замечательный. В школе же,
даже самый подготовленный к наукам ребенок, может почувствовать дискомфорт. Учеников
ведь много, у учителя в классе 25 человек. Один лучше запоминает стихи, другой превосходно
рисует, третий быстрее всех бегает… Неожиданно, домашний малыш осознает, что он
далеко не самый-самый. А переживают открытие все по-разному: кто-то всеми силами
стремится обогнать сверстников, забывая про прогулки, но большинство замыкаются
в себе, превращаясь в серых мышек. Вторая причина – в неправильной мотивации к учебе.
Для ребенка, не посещавшего
детский сад, школа –это, прежде всего, возможность пообщаться, найти новых друзей,
что называется: «на людей посмотреть, себя показать». К сожалению, на выстраивание
отношений, порой, тратится все свободное время ребёнка, а учебники мирно пылятся
в сторонке. Третий вопрос, остро встающий перед школьником, взаимоотношение с учителем.
Если садовские дети регулярно общались с воспитателем, то для остальных – это новый
процесс, в нюансах которого только предстоит разобраться. Нередко «домашний» ребёнок,
вернувшись в первый день из школы, говорит: «Учительница меня не любит, она на меня
не смотрит». И это осложняет адаптацию. Домашний ребенок может панически бояться
учителя. У него может отключаться внимание на уроках. Такой уход в себя вызван страхами
малыша перед реальностью. Родителям необходимо объяснить малышу, почему учитель
ведет себя таким образом. Расскажите, почему он сердиться или критикует, почему
может кого-то ругать. Домашний ребенок, который идет в первый класс, должен научиться
уважать взрослых, но не боятся их. Ребенку необходим опыт общения с взрослыми. Задача
родителей обеспечить благоприятные условия для такого общения еще до школы. И ещё
одна проблема – строгий режим, с которым многие домашние дети впервые сталкиваются
именно в стенах учебных заведений. Как видим, адаптироваться в новых условиях не
так просто. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы помочь любимому ученику и разобраться
во всех проблемах адаптации.
Трудности, с которыми сталкиваются «домашние дети» в школе.
1. Проблемы коммуникативного характера для домашних детей становится
особенно важно мнение других детей, они ищут свое место в коллективе, новых друзей.
Ребенок, который не прошел определенные стадии взаимодействия с социумом, воспринимает
школу как увлекательную новую игру и таким образом учится согласовывать свои действия
с кем-то еще. Но менталитет домашнего ребёнка отличается от менталитета детсадовского
малыша, он должен понимать, что не единственный на свете и у окружающих людей есть
собственные желания и потребности. В результате, столкнувшись с первыми трудностями
общения, первоклассник психологически не готов их преодолевать. И при малейшей неудаче,
домашние дети могут замкнуться, становятся робкими, стараются держаться незаметно,
при замечаниях плачут. У них может нарушиться сон, пропасть аппетит, они становятся
капризны.
2. Мотивационная проблема у детей, которые посещали детский сад,
сформирован мотив они идут в школу учиться. Они уже наигрались в детском саду и
готовы УЧИТЬСЯ. Домашние дети, лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую
идут в школу общаться. В первом классе они отдают много времени для эмоций и на
выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. При этом учеба отодвигается на второй
план.
3. Проблемы психологического характера. Вопрос, остро встающий перед
школьником, взаимоотношение с учителем. Дети, которые посещали детский сад уже научились
выстраивать общение со взрослыми по модели воспитатель – ребенок и легко переходят
на школьный вариант взаимоотношений. Они не боятся учителя и адекватно воспринимают
строгость, критику. У домашних детей часто на уроках отключается внимание, они уходят
в себя. Такой ребенок тихо сидит, но как будто отсутствует, не слышит вопросы, не
выполняет задания учителя. Это не связано с тем, что ему неинтересно или он увлечен
чем-то другим. Как правило, уход в себя, в свой внутренний мир вызван страхом перед
реальностью. В данном случае перед учителем, так как модель взаимоотношений учитель
ученик сильно отличается от модели ребенок родители. И слушать теперь надо не только
маму, но и учителя. Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в детский
сад и занимались с ним дома, уверены, что их чадо значительно умнее одноклассников.
Они ждут от него мгновенного и головокружительного успеха. А к неизбежным в начале
обучения трудностям относятся негативно. Среднестатистические успехи ребенка они
воспринимают, как неудачи. Они недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что
мама и папа расстроены (даже если они это скрывают). В результате у маленького ученика
пропадает желание достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется
низкая самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки,
которые опять вызывают недовольство родителей, и разорвать этот замкнутый круг становится
все сложнее. Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, проходит
по - разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило, в период адаптации могут
быть очень шумными, они бегают по коридорам, отвлекаются на уроках, часто спорят
с учителями. Домашние дети, не ходившие в сад и не имеющие опыта нахождения в социуме,
пугаются большого количества одноклассников и всё же им необходимо успешно влиться
в такой коллектив и общаться со сверстниками. Появляется необходимость постоять
за себя, научиться разрешать конфликты, дружить. Дети начинают оценивать себя иначе,
сравнивать и соперничать с одноклассниками. Домашний ребенок слишком зависим от
мнения одноклассников. Ему важно быть таким, как все, а не выделяться на общем фоне.
В результате первоклассник, вместо того чтобы развивать и демонстрировать свои знания,
старается слиться с классом, стать незаметным и не выделяться на общем фоне. Дополнительные
умения ребенок воспринимает не как собственное достоинство, а как недостаток и старается
их никому не демонстрировать. Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые
возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду В садике ребенок
не испытывает недостатка в общении, поэтому его социализация, альтруизм, дисциплина
и т.д. закладываются сами по себе. Если же ребенок воспитывается дома, родителям
придется создать специальные условия для развития его личности и выработки необходимых
качеств, быть настойчивыми и требовательными.
• Самое главное – полноценное общение со сверстниками. Чаще всего
домашние дети, придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно из-за того,
что не привыкли общаться в коллективе. Поэтому они много времени тратит на установление
общения и на игры с детьми и в результате учеба может уйти на второй план.
• В детском саду дети приобретают опыт общения с посторонними
взрослыми людьми – воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться,
просить о помощи, выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину. Домашний
же ребенок, который привык только к маме или веселой доброй тёте, в развивающем
центре, придя в класс – долгое время может испытывать страх перед учителем.
• В детском саду изо дня в день соблюдаются все режимные моменты.
В то время как дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить по
расписанию. Поэтому ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное расписание
и организовать своё время.
• Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый
лучший и самый умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при хорошей
подготовке, ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на заданиях, объяснениях
и требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей стороны или поймет, что
есть дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих знаний с другими детьми может
быть весьма болезненно для ребенка.
• Находясь в саду, ребенок постепенно вырабатывает иммунитет к
различным инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не болеет.
Придя в школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может подвергнуться
частым простудным и инфекционным заболеваниям. А такими болезнями, как ветрянка,
краснуха, свинка лучше переболеть в детсадовском возрасте. Советы родителям, иногда,
именно позиция родителей и становится причиной дезадоптации ребенка в новых условиях.
Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать
свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться
с их интересами и мнением. Правила, которые помогут родителям развивать интерес,
желание учиться и адаптироваться их ребенку в школе. Очень важно, чтобы родители
не поощряли проявление детского эгоизма. Необходимо найти способ объяснить ребенку
элементарные нормы и правила, которым необходимо следовать при взаимодействии с
окружающими. Задача родителей объяснить ребёнку, что все дети разные, с разными
способностями и талантами. Научите его не только брать, но и отдавать. Сравнивать
ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов
(вчера ты сделал две ошибки, а сегодня только одну). Родители должны вовремя сориентировать
ребенка именно на процесс обучения. Важно, чтобы школа привлекала первоклассника
своей главной деятельностью учебой. Рассказывайте ребенку, какие предметы он будет
изучать в школе, как проходит урок, как надо отвечать, как интересно узнавать каждый
день много нового. Необходимо ограничить телевизор, компьютер. Родители должны объяснить
ребенку действия учителя: почему он ругает кого то, почему сердится, критикует.
Рассказать малышу, что это никак не связано с ним лично критикуют не его, как личность,
а, к примеру, неправильно выполненное задание. При этом первоклассник должен уважать
учителя, а не бояться его. Все возникающие вопросы взрослым стоит решать только
один на один с педагогом и ни в коем случае не критиковать его в присутствии ребенка.
Для того, чтобы домашний ребёнок мог безболезненно включиться в процесс обучения,
ему необходим опыт общения с посторонними взрослыми, постарайтесь обеспечить ему
условия для общения. Посещайте театр, выставки, принимайте гостей, общайтесь с людьми
на улице.
Заключение: Гиперопекаемые «домашние» дети очень часто сталкиваются
с трудностями адаптации в новой среде и становятся изгоями в школе. В этой ситуации
важнейшую роль вместе с родителями играет и педагог. Учитель должен привлечь ребёнка
к учёбе, позволив ему гармонично влиться в коллектив, не бояться, что - либо делать
самостоятельно. Период адаптации к школе может затянуться от двух месяцев до полугода.
В течение этого времени ребёнок может неоднократно заявлять, что больше не хочет
учиться и не пойдёт в школу. Поэтому необходимо набраться терпения и постараться
сделать учёбу для ребёнка желанным ответственным делом. Надо дать почувствовать
ребёнку, что он теперь большой и в школе его ждёт много нового и интересного. ЛЮБИТЕ
ДЕТЕЙ!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.01.2024
Дата обновления: 08.01.2024
Дата публикации: 08.01.2024