01.04.2024
Консультация
с молодыми педагогами
«Использование Кейс – метода в работе
с молодыми педагогами»
В профессиональном
стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых
присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.
Одним из перспективных методов на наш взгляд, становится Кейс – метод. Данный
метод помогает комплексно изучить проблему и найти выход из нее.
Родиной Кейс - метода
являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На
сегодняшний день этот метод активно развивается в России.
В основе Кейс - метода
лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Он объединяет в себе одновременно и
ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Задачей этого метода является
максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению
поставленной проблемы или задачи.
Кейсы разделяются на три вида:
- Печатанные кейсы
- Кейсы мультимедия
- Видео кейсы
Работа по этой
технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и
этап проведения.
Первый
этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то
есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и
немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех
материалов, надо будет дать ответ.
Второй
этап - работа с кейсом это его решение.
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с
ситуацией, её особенностями
2. Выделение основной
проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать
на ситуацию;
3. Формулирование
проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с
последующей дискуссией).
4. Выдвижение
гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того
или иного решения).
5. Решение кейса —
предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий,
указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия хода решения кейса.
Использование кейс
метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике
теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу.
Кейсы для работы с
молодыми педагогами
Кейс №1.
Утро. В групповой
комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все
ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася,
уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли?
- спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик,
отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И
вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел
поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение
отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать
детский сад семье в создании здорового быта?
Кейс №2.
Мама трехлетней девочки
спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее
занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра
тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных
игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка
играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка
играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у
ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
Кейс №3
Таня играет, разбрасывая
игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой
игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать
настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча
начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама
собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я
покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз
уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил
в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от
ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать
игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно
собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала
охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?
Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки;
Кейс №4
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой,
огорчая этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и
компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша
недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой
я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно
по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают.
Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает
нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено».
Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету -
после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить
мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит:
«Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не
получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом проливает часть борща на
стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало
прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток
и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как
дети, а этот...».
Кейс №5
Наверное, с упрямством своей дочки Вари мама борется
уже почти полгода. Но Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать
назло и не желает подчиняться ее требованиям и просьбам.
А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за
этого у них конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у
дочки. Но мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для
Вари, и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не
значит. Но даже несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и
конфликтует с мамой.
Кейс №6
Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может
целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилие
и грабеж. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать
такие передачи. А Диме непонятно почему. И он, как папа, обижается на маму и
даже вчера вечером шутя навел на нее дуло пистолета, который папа купил ему в
магазине. Но вместо того чтобы понять шутку, мама Дима выхватила пистолет из
его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания
ребенка, что это - издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без
пистолетов, насилие у них в крови. И это главное, что отличает настоящего
мужчину.
Кейс №7
Когда к родителям Наташи пришли гости, мама попросила
ее прочитать новое стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но
почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив
глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос
мамы: «Вернись, тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала
наизусть». Наташа с ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать.
Четырехлетняя Людочка постоянно чего-то боится, особенно оставаться ночью
одной в своей комнате. А папу это очень раздражает: как можно быть четыре года
такой боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он стал читать ей каждый вечер
сказки, в которых люди побеждают злых чудищ и торжествуют над «нечистой силой».
Но вместо смелости дочь лишь приобрела трусливость. Теперь везде ей начали
мерещиться кошмары. Но даже несмотря на это, папа продолжает воспитывать у
дочки смелость, читая, как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки.
Кейс №8
Еще вчера трехлетний Лёнечка мог в руки брать все, что
ему хотелось. А вот сегодня мама почему-то все время говорит ему «нельзя».
«Нельзя » брать вазы, чашки, статуэтки. «Нельзя» играть и с телефонной трубкой.
«Нельзя» брать в руки книжки и тетради. Что ни возьмешь, все это брать нельзя.
Ребенок ничего не понимает, что означает мамино «нельзя». наверно, его мама
разлюбила, и он специально начинает трогать все то, что мама говорит «нельзя».
Вот он схватил при маме статуэтку, вот подошел при ней
к хрустальной вазе и, слыша раздраженное «нельзя», специально уронил на пол
тарелку. Тарелка треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их маме. А
мама крикнула: «Ведь я же говорила, ведь ты прекрасно знал, что это брать
нельзя. Встань в угол, ты еще об этом пожалеешь. Какой упрямый. Я тебя
заставлю, чтобы ты понял, что тебе «нельзя».
Кейс №9
Алеша вместе с мамой
гулял в парке. Он ехал на своем велосипеде, изображая паровоз. Игра Алеши очень
понравилась двум незнакомым мальчикам, которым захотелось тоже с ним играть.
Алеша этому обрадовался, слез с велосипеда, но почему-то мама вдруг напомнила
ему, что надо срочно идти обедать и увела сопротивляющегося Алешу буквально за
руку домой, внушая ему на ходу, что он должен дружить лишь с ней, а от детей
сплошные неприятности.
Кейс №10
В вашей группе особенный ребенок, как
организовать образовательную деятельность.
Кейс №11
При подготовке к национальному фестивалю у
музыкального руководителя возникла проблема по вовлечению родителей в участие в
фестивале. Как решить сложившуюся проблему? (Провести беседу с родителями, о том,
что они не одни в такой ситуации, и чтобы лучше их понять им необходимо
познакомить другие семьи со своими обычаями и традициями).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.04.2024
Дата обновления: 03.04.2024
Дата публикации: 01.04.2024