07.05.2024
Консультация
для педагогов
«Использование
инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста»
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям
предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать
традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в
прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого
воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В
контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на
основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Одним из основных показателей уровня развития
умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым
важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей
дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными
государственными стандартами к структуре образовательной программы дошкольного
воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
-владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование речи у дошкольников является важной и
трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для
подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного
общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует
использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но
опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными
изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов
мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные
предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит
рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям
приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Этот вид
деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно
стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение
способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими
средствами являются развития речи у дошкольников.
Е.И. Тихеева отмечала, что
«мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого
мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами».
При выборе технологии необходимо ориентироваться на
следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие
коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий
характер;
- основу технологии составляет
личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и
речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого
ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных
особенностей.
Исходя из этого, для
формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными
методами и приемами, можно использовать следующие инновационные технологии:
1.Технология наглядного моделирования;
2.ИКТ-технологии;
3.Синквейны;
4.Мнемотехника;
5.Кинизиология;
6.Технология ТРИЗ;
7.LEGO-технология.
8.Сказкотерапия
9.Литотерапия (камешки «Марблс»)
10.Игровые технологии
11.Методика развития связной речи В.К. Воробьевой
(картографическая схема)
1. Технология наглядного моделирования
Одним из популярных
методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование.
Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия,
понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений -
символов, знаков. Наглядное моделирование успешно используется в качестве
метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их
умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование
заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы,
условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы,
другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в
наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать
их в своей деятельности, планировать решение.
2. ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии)-
технологии
Психологи отмечают,
что у ребенка практически нет страха перед техникой. Компьютер привлекателен
для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более
лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому
необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна. Применение
ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту
методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей,
накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению
описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут
обучающий и развивающий эффект. Данный вид технологии хорошо применим на
дистанционном обучении.
3. Синквейн - технологии
Одним из эффективных
методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат,
является работа над созданием синквейна. Синквейн с французского
языка-нерифмованного стихотворения переводится как «пять строк», пятистрочная
строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
- первая строка – одно слово, обычно
существительное, отражающее главную идею.
- вторая строка – два слова, прилагательные,
описывающие основную мысль.
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие
действия в рамках темы.
- четвертая строка – фраза из нескольких слов,
показывающая отношение к теме.
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие
сущность темы.
Для того, чтобы
наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь
достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения
и самосовершенствования словаря.
Благодаря технологии
синквейна, изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что
способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи,
о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется
словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов,
антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность;
совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется
подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу
предложений.
4. Мнемотехнология
Мнемотехника в
переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов,
обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,
знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное
запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование
мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи,
позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их
используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению
рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и
загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы - схемы
служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Коллаж
(разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры,
геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой
одной целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия,
развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
К структуре мнемотехники относят:
- предметно-схематическими моделями Ткаченко Т.А.;
- коллаж Большева Т.В.
Процесс Т. А. Ткаченко по формированию и
развитию связной речи с применением наглядности и моделирования плана
высказывания разделен на несколько этапов:
- Воспроизведение рассказа, составленного по
демонстрируемому действию.
- Составление рассказа по следам
продемонстрированного действия.
- Пересказ текста с использованием магнитной доски.
- Пересказ текста с наглядной опорой на серию
сюжетных картин.
- Составление рассказа с опорой на серию сюжетных
картин.
- Пересказ текста с наглядной опорой на одну
сюжетную картину.
- Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Методика коллаж Т.В. Большева помогает:
- Обогащать словарный запас.
- Обучать составлению рассказов.
- Пересказывать художественную литературу.
- Отгадывать и загадывать загадки.
5. Кинезиологические технологии
Кинезиология —
наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных
способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать
различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей
человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности,
применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь,
пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя:
- Дыхательные упражнения.
- Глазодвигательные упражнения.
- Коррекционные движения тела и пальцев.
- Упражнения для релаксации.
- Различные виды массажей. Особенно эффективным
является массаж пальцев рук и ушных раковин.
- Растяжки - нормализуют гипертонус
(неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус
(неконтролируемая мышечная вялость).
6. ТРИЗ (Теория решения
изобретательских задач) - технологии
Триз-это
технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить
системно и вместе с тем нестандартно. Триз располагает конкретными приемами,
правилами, инструментами творчества.
В работе с детьми, по данной технологии педагоги
придерживаются следующего:
- Выслушивать каждого желающего.
- Давать только положительные оценки, они
раскрепощают!
- Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
- Импровизировать в беседах на занятиях и идти за
логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
- Учить детей возражать взрослым и друг другу, но
возражать аргументировано, предлагая, что–то взамен или доказывая.
Методику ТРИЗ можно
назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в
постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
- Мозговой штурм или коллективное решение проблем:
перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как
можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма,
может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные
процессы.
- Метод фокальных объектов (пересечение свойств в
одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В
дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта.
Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».
- Морфологический анализ. Создание новых объектов, с
необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2)
материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном
доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).
- Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание):
«Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».
-Поэтажное конструирование - составление описательного
рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.
7. ЛЕГО - технологии
Применение LEGO-технологий, ориентированных на
развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии
дошкольников.
В процессе НОД по развитию
речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции.
Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике
окошек», словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые
слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие. При составлении
пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к
литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной
картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают
ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
Огромную роль в
развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO
Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети
придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения,
составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей
действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом,
диалогом становится более эффективной.
8. Сказкотерапия
Сказкотерапия –
это педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих
сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Этот метод,
использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения
сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Структура
сказкотерапевтического занятия содержит обязательно: «вход в сказку» (настрой),
основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения
для развития вербального воображения ребенка, и «выхода из сказки». Такая
структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с
метафорой.
Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:
- чтение или рассказ самой сказки, затем ее
обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может
высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно
подвергаться осуждению.
- рисунок отрывка, который наиболее значимый для
ребенка;
- драматизация, проигрывание сказки в
ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую"
роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда
проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии
достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы:
образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), музыкальный образ
сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в
настольном театре.
9. Литотерапия (камешки «Марблс»)
Литотерапия, также
камнелечение — один из методов нетрадиционной медицины, лечение с
использованием камней. Хорошо используется в дошкольном возрасте для развития
речи.
Камешки Марблс,
являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения
детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для
использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет
решить широкий спектр задач:
• Развитие мелкой моторики
• Упражнение в ориентировке на плоскости листа
• Упражнение в согласовании прилагательных и
числительных с существительными
• Обогащение словарного запаса, упражнение в
употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
• Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной
лексики
• Упражнение в звукобуквенном разборе слова,
закрепление правильного образа буквы и многое другое.
Камешки Марблс пособие, которое способствует
реализации принципа интеграции образовательных областей. Это универсальное
пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и
различные задания с ними.
10. Игровые технологии
Игра
– вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением.
Игровая деятельность
выполняет функции:
- развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить
интерес);
- самореализации в игре как полигоне человеческой
практики;
- игротерапевтическую (преодоление различных
трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- диагностическую (выявление отклонений от
нормального поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекции (внесение позитивных изменений в
структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для
всех людей социально-культурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных
отношений, усвоение норм человеческого общежития).
В сюжетно-ролевой
игре формируются навыки общения от момента распределения ролей до выполнения
ролевых действий; дидактические игры - основной вид игр, используемых в работе
по развитию речи; театрализованные игры (игры–драматизации, режиссерские игры)
– способствуют развитию речевой активности, развивают вкус и интерес к
художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой
деятельности. Технология обучения детей составлению загадок позволяет научить
дошкольников составлять загадки. Здесь развиваются мыслительные операции
ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению
загадок начинается со средней группы. Детьми даются образные характеристики по
заданным воспитателем признакам. Ребенок, сравнивая один объект с каким-либо
другим объектом, находит между ними общее и различное.
11. Методика развития связной речи В.К. Воробьевой
(картографическая схема)
Методика В.К.
Воробьевой создана с целью формирования у детей монологической речи, с помощью
которой они не только смогут успешно усваивать материал, но и осуществлять
контроль над полученной информацией.
Основная задача –
научить детей пользоваться монологической речью. Эта методика, главным образом,
отличается тем, что она не формирует монологическую речь глобально, а учит
детей некоторым правилам, которые помогут им построить связное речевое высказывание.
Подводя
итоги, можно сказать, что вышеперечисленные технологии оказывают существенное
влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди
интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие,
умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании
такой личности могут современные образовательные технологии. Применение
инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать
основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает
время обучения.
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие
дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга
для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем
дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47
4. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем
речь! Подготовительная группа детского сада / О.И. Крупенчук. - М.: Литера,
2015. - 64 c.
5. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной
игры // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 5-19.
6. Шевцова Е.Е., Е.В. Воробьева Е.В. «Развитие речи
ребенка от одного года до семи лет» - М.: Сфера 2007г.-96с.
7. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие
связной речи у дошкольников. ФГОС ДО» - М.: Феникс,2021г.-63с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.05.2024
Дата обновления: 06.05.2024
Дата публикации: 07.05.2024