01.05.2023
Способными
и талантливыми? Тогда
Помогите
им сделать первые шаги по
Ступенькам
творчества, но…не
Опаздывайте
и, помогая…думайте сами».
Б. П.Никитин
Одна из важнейших
задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко
осваивать новое. Всестороннее развитие
является одной из самых важных задач дошкольного учреждения.
Как известно, первые
годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее
использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того, что
они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей
нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,
где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Раннее развитие
ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют
множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая
игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию,
усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и,
повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.
Развитию
интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста и созданию
условий для опережающего развития способностей способствуют развивающие игры
Б.П. Никитина. С помощью развивающих игр дошкольники учатся чтению, счету,
операциям с дробями, элементам черчения, они способствуют развитию
сообразительности, логики, пространственного воображения и т.п.
Особенности
педагогической технологии:
*Педагог
предоставляет максимальную степень свободы ребенку.
*Организует
предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к
играм посредствам собственной игровой деятельности.
*В
процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».
*Полностью
исключается подсказка взрослого ребенку.
*Любое
достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
*Если
ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности,
необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.
*Взрослым
создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в
игре.
*Для
маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям,
придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс
преодоления трудностей в решении задач.
Методы
и приемы технологии развивающих игр:
Игровые
методы:
· вхождение в
воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации;
· принятие роли и
выполнение действии в соответствии с принятой ролью;
· выполнение
практических действий по получению необходимой информации.
беседа,
«вопросы – ответы», формулировка выводов.
Методы
обучения:
· показ способа действия
(после выполнения задания);
· проблемная ситуация;
· упражнение.
Частью системы
Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности,
логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих
способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам,
выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к
самостоятельному, творческому мышлению.
По мнению Никитиных,
родителям или педагогам необходимо позаботится об интеллектуальном развитии
ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в
старшем возрасте значительно труднее.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБИКОВ НИКИТИНА
В ДЕТСКОМ САДУ
ЦЕЛЬ методической
разработки: оказание методической помощи педагогам при использовании кубиков
Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
1. Помочь педагогам в реализации работы с
игровой технологией Никитина
2. Систематизировать знания по работе с
кубиками Никитина
3. Показать какие игры и упражнения можно
использовать при работе с кубиками Никитина
При
игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:
·
Сначала
взрослый, потом ребенок (выполняя задания, вы сможете сами прочувствовать, с
какими сложностями столкнется ребенок, выполняя их)
·
Подсказки
давать запрещено
·
На
решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется
·
Если
ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым
вариантам
Начинать заниматься можно уже в полтора -
два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до 99 лет.
Раннее развитие ребенка – основа фундамента его
дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из
самых популярных – это кубики Никитина.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и
надо как можно полнее использовать их. В дошкольном детстве происходит
становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от
практического мышления к логическому. Происходит развитие восприятия, внимания,
памяти, воображения. Развивающая игра типа головоломки
отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка.
Как сказал Б.П. Никитин: «Игрушки, игры – одно из самых сильных
воспитательных средств в руках общества. Вы думаете, что просто покупаете
игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Б.П. Никитин – автор развивающих игр с кубиками: Сложи квадрат, Сложи узор,
Кубики для всех, Уникуб, Дроби, Кирпичики. Кубики Никитина - это прекрасные и
увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в
которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо
сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью, можно
создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.