ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
03.02.2025
Консультация
для родителей
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПАЛЬЧИКОВЫХ
ИГР»
Теоретическая
часть
Известному
педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев». А Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг!»
На кончиках
пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного
количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое
моторика?
Моторика, в
переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую
моторику.
Крупная
моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,
ползание, прыжки, ходьба, наклоны и – все это относится к крупной моторике.
Крупная
моторика — это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к
ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая
моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более
точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание
пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование,
вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так
важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано,
что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если
движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием
кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите,
чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая
моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием,
координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью,
воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу
совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от
того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят
его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно
не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных
классах.
Следствие
слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность
большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Отношение к
рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они
защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили
о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе,
энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере,
темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском
языке так много выражений, связанных с руками.
Пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на
все руки»
«Золотые
руки»
«Положа руку
на сердце»
«Рукой
подать»
«Руками
развести»
«Руки
опускаются»
«Обеими
руками «за»
«Своя рука –
владыка»
«Чужими
руками жар загребать»
«Руки не
оттуда растут»
«Как рукой
сняло»
Вступительная часть
Подготовка к
проведению пальчиковых игр с детьми, в которые можно играть дома.
Разминка
Поднимите
все ладошки,
И потрите их немножко.
Дружно хлопните, раз пять: (хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши ( пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший -
И ему пожму ладоши ( пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
Возьмите лист бумаги обеими руками, и прочитайте стихотворение
(лист бумаги
мнём обеими руками, как будто лепим снежок).
Раз, два,
три, четыре, пять
Мы бумажку
будем мять!
Мы бумажку
будем мять!
Свои ручки
развивать!
(берём в
правую руку и мнём только правой рукой).
В ручку
правую возьмём
И чуть-чуть
её помнём.
Мы чуть-чуть
её помнём
Левой ручке
отдаём.
(берём в
левую руку и мнём только левой рукой).
В ручку
левую возьмём
И чуть-чуть
её помнём.
Мы чуть-чуть
её помнём
И на стол
быстрей кладём.
(убираем
смятую бумагу на край стола)
На бумажку
посмотри,
На что
похоже говори!
(во время
игры дети отвечают, на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4,
5!
Мы закончили
играть.
Пальчики
свои встряхнём,
Заниматься
мы начнём!
После
разминки задайте ребёнку следующие вопросы, для понимания пользы проведения
пальчиковых игр:
- Для
чего мы делали это упражнение?
Какие были
ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения
Практическая
часть
Знакомство с
разновидностями пальчиковых игр
Предлагаю
вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно
заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные
игры с пальчиками
Пальчиковая
гимнастика
Пальчиковая
гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует
овладению навыками мелкой моторики;
помогает
развивать речь;
повышает
работоспособность головного мозга;
развивает
психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает
тактильную чувствительность;
снимает
тревожность.
Пальчиковые
игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка рифмованных историй,
сказок при помощи рук.
Дети с
удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант
такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и
показа.
Очень
интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Попробуйте и
вы поиграть в такие игры.
Моя семья
Этот пальчик
– мамочка,
Этот пальчик
– папочка,
Этот пальчик
– бабушка,
Этот пальчик
– дедушка,
Этот пальчик
– я.
Вот и вся
моя семья!
(попеременно
массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Игры с
предметами и материалом
Развитию
кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные
действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с
прищепками, скрепками
1.
Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой
прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного
к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ». |
2.
Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек
или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь
рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
3. Очень
интересно для детей «прикреплять иголки» (иголочки картонные) ежу, вырезанному
из картона и т. д.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик,
где гулял?
Где колючки
растерял?
Ты беги
скорей к нам, ёжик,
Мы тебе
сейчас поможем.
Пособие
«Веселая полянка» (с заколками - крабиками)
Ребенок
закрепляет на полянке цветочки, бабочки («заколки - крабики»).
Игры с пинцетом
и пипеткой
Такими
играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых,
кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем,
развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию
пальцев руки. Оно требует определенной концентрации внимания.
Игры –
шнуровки
(шнуровки,
ленточки)
Можно
использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Наматывание
ленточек
Пособие
«Черепашка»
Такие игры
развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки,
способствуют точности глазомера, последовательности действий.
Игры с
сыпучими материалами
Игры с
крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из риса,
гороха, гречки, фасоли).
1. Самомассаж
в «сухом бассейне»
Насыпаем в
емкость крупу. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто и
говорит:
"Месим,
месим тесто,
Есть в печи
место.
Будут-будут
из печи
Булочки и
калачи".
2. В «сухой
бассейн» помещаем горох или фасоль, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза.
Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
3.
Дидактические игры «Накорми Колобка», «Накорми Хрюшу».
4. Рисование
по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манку. Проведите
пальцем ребенка по крупе. Получится контрастная линия. Затем попробуйте вместе
нарисовать какие-нибудь предметы (дом, снежинку, волны, солнышко и т. д.).
Игры с
крышками от бутылок
(берем две
крышки, кладем резьбой вверх – это лыжи. Ставим пальцы в крышечки).
Мы едим на
лыжах,
мы мчимся с
горы,
мы любим
забавы снежной зимы
(Упражнение
проводится со взрослыми).
То же самое
можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки
просверлить посередине - можно использовать их для изготовления бус.
Дидактические
пособия «Цветочная поляна», «Волшебная коробочка», «Светофор»- сначала родитель (воспитатель)
показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем
дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера; воспитатель
помогает.
Упражнение «Комканье платка»
(комкаем
платок, начиная с угла так, чтобы он весь уместился в кулачке).
«У меня
живёт проглот –
Весь платок
он скушал, вот!»
(Упражнение
проводится с родителями (педагогами))
Игры по
выкладыванию фигур из счетных палочек.
Игры с
бусинами, макаронами
Отлично
развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что
нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно
сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с
пуговицами
Подберите
пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по
образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему
придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок,
неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Развитие
графической моторики
Рисование по
трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.
Конструирование
и работа с мозаикой, пазлами.
Освоение
ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
Художественно-творческая
деятельность
И, конечно
же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:
Рисование
Лепка
(пластилин, солёное тесто, глина)
Аппликация (мозаичная, обрыванием).
Массаж и
самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами,
карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)
(Упражнение
проводится с педагогами)
Массаж рук
грецким орехом
(катаем орех
между ладонями)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Игра с
шестигранными карандашами
(грани
карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают
напряжение).
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
(упражнение
проводится с (родителями, педагогами).
Упражнение
«Накрути ленточку на палочку»
(упражнение
проводится с родителями, педагогами).
Словами
Сухомлинского я хочу завершить нашу консультацию.
«Истоки
способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее
ребенок».
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!