Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры.
06.05.2025
Консультация
(для педагогов и
родителей)
«Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры»
Цель: Развитие
экологической воспитанности дошкольников
Задачи:
- Освоение
экологических представлений;
- Развитие
познавательно-речевых навыков и умений;
- Овладение умениями
наблюдения за живой природой (живыми существами).
Рассматривая
вопрос о развитии познавательных способностей и формировании экологического
сознания у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность это - одно из
решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе.
Труд
детей в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей
формируется бережное, заботливое отношение к природе и воспитывается ответственное
отношение к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в
его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе
возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают
значение своего труда. Нужно помнить правило: чем однообразнее, привычнее
процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Мотивы, которые побуждают
трудовую деятельность ребенка, могут быть различны. Сильным стимулом к труду
может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками.
В своей работе педагоги используют
различные формы организации труда детей в природе: индивидуальные и коллективные.
Например,
индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей —
оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные
разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Один
ребёнок определяет, нуждается ли растение в поливе, другой - поливает растение.
Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию
ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Коллективные виды труда дают возможность формировать
трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы или её большей части.
Эти формы труда мы используем в минигруппах, например, 5—6 ребятам
поручаем полить цветник или собрать плоды шиповника. Так же есть группы по
интересам, например, группа девочек, которые очень любят ухаживать за клумбой на
нашем участке, они её поливают, рыхлят. Труд в минигруппах важен для
установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую
цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать
работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная
ответственность за выполнение задания.
Очень важно поощрять ребёнка
за выполненное задание, например, награда в виде эмблемы с подписью «Спасибо за
помощь!» Данное поощрение является универсальным – его можно дать ребёнку и за
полив растения, и за мытьё поддона, т.е. за любые виды труда.
При фронтальной
организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной
группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например, сбор
веточек на участке. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят
клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники.
Одной из форм
организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить
в старшей группе.
В группах старшего
дошкольного возраста ребята ухаживают за растениями: поливают и рыхлят почву,
опрыскивают и обтирают листья, вместе с воспитателем меняют воду в аквариуме,
кормят рыб и черепашку (если имеется). Эта форма труда позволяет совершенствовать
трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. Во время этой
практической деятельности, дети получают возможность применить свои знания и
умения, понять взаимосвязи, увидеть многообразие окружающей нас природы.
Большое значение
имеет совместный труд ребёнка и взрослых (воспитателя, родителя). Только личный
пример, как в детском саду, так и дома, может развить у детей желание
трудиться. Важным условием является посильный, добровольный, «желанный» труд
для ребёнка. Консультации для родителей по данной теме, например, как привлечь
к посильному труду ребёнка летом на даче, важным является, и разъяснения правил
безопасности.
Труд детей с
природными объектами развивает познавательные способности, а точнее развитие
наглядно - образного мышления, т.к. описывая трудовое действие или подготовку к
труду, не обойтись без различения и называния геометрических форм, цвета,
величины, без использования порядкового и количественного счета, уточнения
соотношения частей и ориентировки в пространстве. В данном разделе можно
использовать операционную карту «Посадка рассады», а также логические цепочки,
алгоритмы выполнения трудовых поручений и модели. Дети пользуются
математическим календарем, определяя временную последовательность (время года,
месяц, дни недели) например, для определения времени посадки рассады.
Выполняя трудовые действия с
объектами природы, с детьми необходимо решать одну очень важную задачу - развитие
поисковой деятельности. Знакомить со свойствами различных веществ, стараться формулировать
вопросы и искать ответы на них, устанавливая причины и следствия наблюдаемых
явлений. Можно решить много познавательных задач: где лучше растет растение - в
теплом или холодном месте, какая почва нужна для роста растений, как дышит
растение и т.п. Дети ведут дневники, оформляют журнал посадок и делают свои
первые маленькие открытия.
Труд
в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.
Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на
характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в
поливке, необходимо учесть его состояние — упругость, плотность листа и стебля
или его вялость, мягкость; состояние почвы — ее влажность, плотность и т.
п.
В процессе труда дети
осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о
том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии
растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение
к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей
формируются устойчивый интерес к труду, воспитывается трудолюбие.
В процессе труда в
природе решаются образовательные задачи. Дети получают представления об
объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях,
основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни
растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения,
повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать
зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и
способами ухода за ним в уголке природы.
Работа
с детьми по данной теме позволяет решить задачи развития речи, словотворчества,
обогащению и активизации словаря, развивает грамматически правильную и связную
речь. Огромное значение имеет знакомство детей с художественным словом и
художественной литературой. Большой интерес у старших дошкольников вызывают
загадки, связанные с орудиями труда, профессиями, которые помогают уточнить,
расширить знания детей, активизировать словарь, обучают навыкам объяснительной
и доказательной речи. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием
художественную литературу о ней. В книжном уголке в детском саду и дома должны
быть подобраны книги с рассказами и стихами о труде в природе и бережном
отношении к ней.
Основной вид
деятельности детей — это игровая деятельность. Большое значение имеет подбор
дидактических и настольно-печатных игр по данной теме. Во время игр дети
усваивают знания о труде взрослых в природе, проигрывают действия сами,
например, работа на птицеферме, в теплице, лесничестве и т. п.
Занимаясь с детьми
трудом в природе, лучше использовать предварительные беседы, ситуации общения,
преследуя при этом различные цели: углубление знаний детей об уже знакомых трудовых
действиях и поручениях, о труде взрослых в природе, об охране редких видов птиц
и животных, о проблемах загрязнения окружающей среды и конкретной помощи и,
конечно, что очень важно беседы о безопасности в природе.
Учитывая
современность, одним необходимым условием работы с детьми по трудовому
воспитанию, является полное информирование родителей - какие трудовые поручения
будет выполнять ребёнок в детском саду и получение согласия родителей на
ведение этой деятельности. Такое доверительное обсуждение выявит наличие у
детей в группе аллергических реакций на животных, птиц или на корм для рыб и
поможет определиться с выбором того или иного животного.
Работа по приобщению
детей к труду формирует любовь и бережное отношение к природе, развивает трудолюбие.