Положение о календарном и перспективном планировании

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета

МБДОУ «Колосок» с.Уютное
Протокол №2 от 15.03.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ «Колосок» с.Уютное
__________ О.В.Киричок
Приказ № 50- ОД от 15.03.2021г.

Положение
о календарном и перспективном планировании
воспитательно – образовательного процесса
в МБДОУ «Колосок» села Уютное
Сакского района Республики Крым
1.Общие положения
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативноправовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в
соответствии с их видом и типом. В соответствии с правилами внутреннего трудового
распорядка воспитатель обязан своевременно заполнять и аккуратно вести
установленную
документацию;
четко
планировать
свою
воспитательнообразовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести
дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации;
уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его
склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Колосок» с.Уютное в соответствии с
Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования далее (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства
образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования», уставом
МБДОУ «Колосок» с.Уютное, санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами (СанПиН 3.1/2.4.3598 - 20) и регламентирует работу по реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.
Календарный план воспитательно – образовательного процесса в возрастных
группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности
осуществления работы с указанием необходимых условий, используемых средств,
форм и методов. Календарный план является обязательным документом.
Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в возрастных
группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности
осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с
определением задач и содержания на каждый месяц и тематическую неделю.
Календарное и перспективное планирование является обязательными нормативными
документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по
реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям
развития детей дошкольного возраста.

Срок действия Положения не ограничен и действует до замены нового.
Изменения, дополнения принимаются решением на Педагогическом совете МБДОУ и
оформляются в форме дополнения к настоящему Положению.
Данное Положение устанавливает единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью
обеспечения полноты выполнения реализуемой основной образовательной программы.
Система планирования отражает требования Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», федеральных государственных стандартов к структуре
основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Общие подходы к календарному планированию













Календарный план воспитательно-образовательной работы должен отражать принцип
личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Календарный план воспитательно-образовательной работы должен быть нацелен на:
- развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
- развитие способностей ребенка;
- формирование творческого воображения;
- развитие коммуникативных навыков.
Календарный план воспитательно-образовательной работы должен обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое
развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие воспитанников ДОУ;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
Календарный план воспитательно-образовательной работы должен предусматривать
разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности детей,
основанной на детской инициативе и активности. План должен обеспечивать
организацию детской жизни в трех формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной
спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Календарный план воспитательно – образовательной работы должен строиться с
учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра,
конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности и др.),
обеспечивать
разнообразную
деятельность,
способствующую
максимально
возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Календарный план воспитательно – образовательной работы должен предусматривать
возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными
подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.
План воспитательно – образовательной работы должен определять цели и способы их
достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является
также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого
деятельности.

3. Цели и задачи







Цель: организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического
процесса.
Задачи:
Обеспечение выполнения основной образовательной программы дошкольного
образования в дошкольной организации, в каждой возрастной группе;
Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей;
Обеспечение полноты реализации основной образовательной
программы дошкольного учреждения с учетом направленности групп;
Осуществление системности и последовательности в организации
образовательного процесса;
Обеспечение взаимодействия между педагогами МБДОУ. Организация целостного,
непрерывного, содержательного педагогического процесса.

4. Принципы планирования














Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в
процессе непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста;
Взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития (обучающие задачи
планируются не только в образовательной деятельности, но и в других видах
деятельности);
Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности
различных форм и видов деятельности (непосредственно образовательной
деятельности, различных режимных процессов, самостоятельной деятельности
детей);
Комплексно-тематический принцип при календарном планировании - единая тема
объединяет все виды деятельности;
Системность и концентричность при изучении материала, который подобран по
возрастам с учетом задач основной образовательной программы дошкольного
образования;
Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна
игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить
с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно
отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.);
Учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, предметноразвивающей среды, местных и региональных особенностей, климата, времени года,
погодных условий и т.д. (например, при проведении прогулок, закаливающих и
оздоровительных мероприятий, занятий по экологии);
Учет индивидуальных особенностей детей (тип темперамента ребенка, его увлечения,
личностные особенности, уровень развития детей (организация образовательной
деятельности, индивидуальной работы, игр по подгруппам, разноуровневые задания,
игры разной степени сложности).

5. Организация работы
Календарное и перспективное планирование осуществляется воспитателями,
которые работают на группе.
Перспективный план составляется на учебный год. Основой его является основная
общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Колосок»

с.Уютное. Допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида. Перспективное
планирование осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Разделы перспективного плана могут быть по видам детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Продуктивная (изобразительная, конструктивная и др.)
Музыкальная
Чтение художественной литературы.
Или по направлениям развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Календарное планирование должно учитывать содержание перспективного
плана и конструктор непрерывно образовательной деятельности, учитывающей
требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности.
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и
соответствующих форм их организации на каждый день.
Компонентами календарного планирования являются:
Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение.
Содержательный - определяется программой. Организационно-действенный компонент
(формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать)
– может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки
достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.
Требования к написанию календарного планирования:














Календарный план составляется в соответствии с режимом дня, перспективным
планированием. Календарный план составляется в соответствии с режимом
дня: (Приложение№2)
планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование прогулки;
планирование второй половины дня.
В календарном плане отражается:
утренняя гимнастика, работа по закаливанию, организация подвижных, спортивных
игр, упражнений и т.д.;
работа по ознакомлению с природой (наблюдения, труд, опыты);
вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм
поведения;
работа, связанная с развитием игровой деятельности;
работа, связанная с развитием трудовой деятельности;
работа, связанная с образовательной деятельностью;
работа с родителями;
развлечения;





























индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.
Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима
информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности,
длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
Учтены время года и погодные условия (при проведении прогулок, закаливающих и
оздоровительных мероприятий, занятий по экологии)
Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной
деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от
объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение
дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для
свободной игры в детском саду.
Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании НОД и
требований к их сочетаемости.
Учет уровня развития детей индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка,
его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его
вовлечению в педагогический процесс). Использование результатов наблюдений за
детьми для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной
работы с каждым ребенком.
Непрерывная взаимосвязь образовательного процесса в воспитании и развитии.
Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке,
создающих у воспитанников радостное настроение, доставляющих им удовольствие.
Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в
группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.
Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно
соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность
заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо. Организационнодейственный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным
задачам).
Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Следует
предусмотреть
разнообразие
предлагаемой
деятельности,
чтобы
способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые
МБДОУ годовые задачи.
Должна быть прослежена работа с родителями.
Структура календарного плана:
Титульный лист
Список детей группы
Конструктор НОД на неделю (согласно количеству НОД по программе и требованию
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)
На неделю прописывается:
- Тема и цель недели
- Пополнение предметно – развивающей среды
- Комплексы утренней гимнастики
На каждый день прописывается:
- Планирование утреннего отрезка времени;
- Планирование второй половины дня;





- Культурно – гигиенические навыки
- Организация сюжетно – ролевых игр
- Дидактические, настольные игры (приветствуется использование картотеки)
- Подвижные игры (приветствуется использование картотеки)
- Культурно - досуговая деятельность: 1 раз в месяц физкультурный досуг,1 раз в
квартал «День здоровья», тематические беседы по календарным датам, познавательные
мероприятия и беседы по ОБЖ, итоговые тематические мероприятия.
- Прогулка дневная
- Взаимодействие с родителями социальными партнёрами
- Планирование утренней и вечерней прогулок
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Планирование самостоятельной деятельности детей
Планирование Образовательной деятельности
Структура:
- Тема
- Форма организации (групповая, подгрупповая)
- Цель
- Задачи (обучающая, развивающая, воспитательная, активизирующая)
- Предварительная работа
- Материал
- Ход НОД
- 1 Вводная часть
- психологическая разминка
- игровой (сюрпризный момент)
- проблемная ситуация (введение в тему ОД)
- Основная часть
- изложение основных положений нового материала;
- описание методов, способствующих решению поставленных задач;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и
групповой деятельности воспитанников;
- постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;
- определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или
воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности воспитателя с
учётом индивидуальных особенностей воспитанников;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе
закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
- заключительная часть;
- подведение итогов НОД;
- описание положительных действий воспитанников,
- определение перспективы полученных знаний.
- рефлексия (старший дошкольный возраст)
Перспективный план составляется на год в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Требования к структуре:
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" план. Поэтому, как и в
визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
- наименование образовательного учреждения;
- полное название плана;
- составлен на основе примерной программы (название программы)

- срок реализации плана (учебный год);
- Ф. И. О. и должность педагогов;
- название города;
- год разработки программы.
Содержание перспективного планирования
рекомендуемой структурой. (Приложение №1)

разрабатывается

в

соответствии

с

6. Документация и ответственность
Календарный и перспективный план являются обязательными документами педагога.
Контроль за календарным и перспективным планированием осуществляется старшим
воспитателем по плану контроля.
Срок хранения календарного и перспективного планирования 5 лет.

Приложение №1
к Положению о календарном и перспективном
планировании образовательного процесса
Содержание перспективного планирования
Направления работы на __________учебный год, цель и задачи (выписка из годового
плана)
Общий список детей
Сведения о родителях
Режим дня группы (холодный, теплый период)
Расписание образовательной деятельности
Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых
Физическое развитие
Лист здоровья
Двигательный режим в группе
План оздоровительных мероприятий
Индивидуальная работа по физической культуре
Комплексы утренней гимнастики
Комплексы гимнастики после дневного сна
План подвижных игр
План воспитания культурно – гигиенических навыков
Социально- коммуникативное развитие
Планирование сюжетно-ролевых игр
Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию
Планирование работы по гендерному воспитанию
План ознакомления детей с ПДД и правилами пожарной безопасности
План проведения мероприятий по обучению детей, родителей и педагогов правилам
безопасного дорожного движения
Познавательное развитие
Планирование дидактических игр
Планирование познавательно – исследовательской деятельности
Планирование экскурсий
Планирование проектной деятельности
Речевое развитие
Планирование дидактических игр по развитию речи
Список литературы по темам
Художественно-эстетическое развитие
Планирование праздников и развлечений
Планирование по театрализованной деятельности
Список произведений изобразительного искусства, предметов и явлений окружающего
мира (по темам)
Комплексно-тематическое планирование
План взаимодействия с семьей
Поэтапно-творческие перспективные планы педагогов

Приложение №2
к Положению о календарном и перспективном
планировании образовательного процесса





Календарный план составляется в соответствии с режимом дня:
планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование прогулки;
планирование второй половины дня.




Нерегламентированная деятельность:
Утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию
детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.). Деятельность не должна
быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат
своей работы. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.



Прогулка: наблюдение (за
погодой, природой, транспортом, трудом
взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.), за явлениями природы; подвижная
игра (планируется с учетом погоды, особенностей сезона); спортивная игра,
упражнение или элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы,
творческие; индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к НОД с
детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по
подготовке к праздникам; труд (по желанию детей – чем хотят заняться). Соблюдать
последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и
желания детей.



Вечер. В данный отрезок времени планируются: все виды игр - настольно-печатные,
сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные;
развлечения, праздники, сюрпризы, проводимые воспитателем, планируются 1 раз в
неделю (в четверг или пятницу); труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка)
коллективный, по подгруппам.





Индивидуальная работа по всем видам деятельности.
Чтение художественной литературы.
Работа с родителями.

1. Календарное планирование следует начинать с перспективного планирования,
учитывающего:
- Требования к максимальной нагрузке на детей;
- Требования перспективно-тематического плана.
2. Перспективный план составляется на месяц.
В перспективном плане планируются:
- Цели и задачи;
- Виды детской деятельности:
 Двигательная;
 Чтение художественной литературы;
 Игровая; Коммуникативная;
 Изобразительная; Трудовая;
 Познавательно-исследовательская;

Конструирование;
 Музыкально-художественная;

3. Работа с семьей.
Календарное и перспективное
работающими на группе.

планирование

осуществляется

воспитателями,

В перспективном и календарном планах должны учитываться особенности развития
детей данной группы и конкретные условия Организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».