17.06.2023
Использование
арт-терапии в коррекционной работе
с
детьми дошкольного возраста
с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
«Когда
творческая энергия находит удовлетворение,
она становится надежной опорой, дающей силы
в трудные моменты, она приносит нам здоровье».
(Хилл, 1945).
Реальностью сегодняшнего дня стали
значительные изменения, которые произошли в сфере образования, они коснулись
каждой образовательной организации, каждого его структурного подразделения.
Данные изменения связаны с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
(ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – дети имеющие
недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Категории дошкольников с ограниченными возможностями здоровья неоднородны.
В данные категории входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройством
аутистического спектра, с комплексными нарушениями развития.
Учитывая психофизическое развитие, индивидуальные возможности, нужно помочь
ребенку в освоении основной образовательной программы, обеспечить коррекцию
нарушений развития, социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается.
Перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм в
коррекционной работе с такими детьми.
В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ каждому ребёнку гарантируется право
на образование соответствующее его потребностям и возможностям.
Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта
является развитие личности обучающегося, его творческих способностей.
Основными задачами ФГОС ДО для детей с ОВЗ являются: охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства; обеспечения преемственности целей, задач
и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней.
Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен и противоречив. Как помочь таким детям
увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира?
Как помочь раскрыться им, понять этот мир и войти в мир взрослых? Как
полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные
возможности здоровья, требует бережного и чуткого подхода. Она обеспечивает
своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и
коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного
учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных,
личностных, познавательных навыков.
Использования знакомых всем традиционных методов и приемов при проведении
коррекционной работы с детьми с ОВЗ, показали свою недостаточность. Поэтому
нужны новые эффективные техники и методы психолого-педагогической коррекции.
Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе может стать метод
арт-терапии.
Арт-терапевтический метод средствами художественной деятельности даёт
ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического
здоровья. Ведь ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский,
«мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».
Искусство может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой
степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано
лечение средствами искусства – арт-терапия.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) -
представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного
творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно
для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической
помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение
творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном,
эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить
свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе
творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит
понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для
детей с особыми образовательными возможностями.
Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при
решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и
социализации детей с ограниченными возможностями.
Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития:
аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения,
двигательных функций.
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, как:
- освобождает от негативных состояний;
- снимает нервно – психическое напряжение;
- формирует адекватное межличностное поведение,
самооценку;
- развивается воображение, эстетический опыт,
творческое самовыражение;
- повышаются адаптационные способности.
Механизм действия
арт-терапии изложен в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А.
Скрябиной, О.А. Мотанцевой.
Правое полушарие
(образное восприятие) обрабатывает информацию целиком, и связано оно с ритмом,
эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими
процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.
Левое полушарие
(рационально-логическое) выступает, как исполнитель, обеспечивает анализ и
синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит
наоборот).
Полушария в центре
связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело
обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит
качество, ясность и целостность мышления.
При дефекте функций и
систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы,
движения и ритм, создавая в нем «здоровые образы». Мозолистое тело переносит
«образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и
налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате
происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.
Методики и техники
арт-терапии: вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и
индивидуальные.
Вспомогательные —
художественно-творческая деятельность: изотерапия, музыкотерапия, работа с
глиной, песочная терапия, маскотерапия, библиотерапия.
Лечебные —
сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Это может быть рисование, лепка,
работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие
способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику,
эстетическое чувство.
Активные методы -
самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное
творчество на основе использования существующих произведений. Активные виды
деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые
системы организма ребенка.
К пассивным методам -
относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств (поход в
музей).
Применение
арт-терапевтических методик у детей дошкольного возраста с особыми
образовательными возможностями позволяет решить много задач. Однако при работе
необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности и уровень речевого
развития ребёнка;
- их интересы и склонности;
- особенности и степень отклонений в их развитии;
- цели и задачи коррекции;
- специфику воздействия каждого из видов искусства;
- формы организации художественной деятельности;
- объем и качество художественной информации.
Например, для детей с нарушением слуха положительный
эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии (методика, основанная на
восстановлении привычных движений за счет усиления мышечного тонуса); детям
с нарушением зрения лучше использовать вокалотерапию,
сказкотерапию; с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагается
использовать сказкотерапию, вокалотерапию, хореотерапию (музыка и движение
помогают совершенствовать движения, воспитывать музыкальное восприятие детей).
Детям с расстройством
аутистического спектра (РАС) предлагается
использовать изотерапию, песочную терапию, сказкотерапию, музыкотерапию,
двигательную терапию. Применения комплекса методик арт-терапии даёт позитивные
изменения: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с
другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов
взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так и с новыми,
которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского
аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в
рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.
На всех возрастных
этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арт-терапии.
Однако их применение будет
иметь свою специфику:
- музыкотерапия показана детям, имеющим
эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные,
внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации,
отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью,
импульсивностью;
- имаготерапию проводят с детьми с эмоциональной
неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с
проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами;
- сказкотерапия помогает с эмоциональными и
поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных
процессах, в принятии своих чувств.
Важно знать, чтобы проводить
коррекционную арт - терапию, специалисты должны получить
специализованное образование и иметь разрешение на данную деятельность.
Воспитатели в своей работе могут использовать только элементы арт - терапии.
Музыкотерапия: использование музыки на занятиях в любом виде. Можно
прослушивать записи музыкальных классических произведений, использовать музыку
в качестве фона во время самостоятельных и групповых игр, играть на
элементарных музыкальных инструментах, подпевать.
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в
музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.
Диски «Волшебные голоса природы», «Звуки леса», «Шум воды» благотворно
влияет на психологическое состояние ребенка, снимают нервозность и
раздражительность, успокаивают детей. В них звучит и пение птиц, шум моря,
весенняя капель.
Также можно использовать музыкальные песни, которые требуют от ребенка
выполнения простых движений, например сборник песен Е. Железновой, Е.
Макшанцевой.
Сказкотерапия: чтение сказок как «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка»,
«Рукавичка», «Волк и семеро козлят» и др. После прочтения, их можно проиграть.
Можно показать эмоции персонажей сказок, например: попросить ребенка показать,
как волк злится, как боятся поросята, как радуются звери, когда построили
теремок и т. д. Обыграть сказки, используя настольный, магнитный, пальчиковый
театр. Так как у многих детей сильная спастика и имеются парезы рук, мной, для
удобства использования был изготовлен лопаточный театр. Детям легко брать
игрушку в руку и не возникает желания бросить её.
Пальчиковый театр — это великолепная возможность для ребенка с ОВЗ
сыграть сказку. Можно одеть персонаж себе на пальчик и поиграть, это вызывает
интерес у детей. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный
«тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев
обеих рук, освоить речь персонажей и научать ставить мини–представления.
Изотерапия: техники и приёмы подбираю по принципу простоты и эффективности: так как
многие дети с ОВЗ самостоятельно не могут держать в руках карандаш или кисть,
есть случаи брезгливого отношения к краскам.
В результате данной проблемы, часто использую нетрадиционные техники
рисования: рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными
соломинками, сухими листьями, с помощью мелких сыпучих материалов (манки,
овсяных хлопьев, сахарного песка, соли).
Таким образом, ребёнок не должен испытывать затруднения при создании
рисунка с помощью предлагаемой техники. Любая деятельность в ходе работы должна
быть интересной, необычной и приятной для ребёнка,
Данные техники способствуют снятию напряжения, гармонизации эмоционального
состояния, а также используются в работе с гиперактивными детьми.
Песочная терапия: песок часто действует на детей, как магнит. Прежде чем
они успеют понять, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок,
строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить фигурки, игрушки, тогда
появляется волшебный мир и ребенок полностью погружается в игру. Играя с
песком, у ребёнка используются обе руки, часто одновременно, благодаря этому
развиваются правое и левое полушарие, их взаимодействие. Как сказал К. Д.
Ушинский «Для детей лучшая игрушка – куча песка».
Игровая терапия: нужно не менять и не
переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим
навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Дети с ОВЗ часто не умеют играть, просто манипулируют с игрушкой и хорошо,
если ребёнок может покатать машинку или покачать куклу. В большинстве случаев
такого нет, но малыши с большим вниманием наблюдают за игрой, более умелого
партнёра. Поэтому, сначала, нужно ребёнка научить самым простым играм с
игрушками, навыкам использования данной игрушки по её назначению. Всё
получается не сразу, но интересный факт, что когда организовываешь игру,
ребёнок может и не участвовать, а стоит ему остаться с детьми, он начинает
копировать действия, пусть неловко, но с желанием.
Арт-терапия зарекомендовала себя одним из результативных методов в
коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития
навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и
укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как
личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2023
Дата обновления: 17.06.2023
Дата публикации: 17.06.2023