18.06.2023
Изотерапия,
как технология
арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ.
Изотерапия - простой и эффективный
способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия
представляет собой современную здоровьезберегающую технологию с использованием
совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход
к ребёнку в образовательном учреждении с учетом его возрастных возможностей и
уровня развития здоровья. Первые упоминания об арт-терапии встречаются
у художника Адриана Хилла. Термин им был введён в 1938 г.
Главная цель арт-терапии – гармонизация личности,
психологического и эмоционального состояния. Теоретическая база и обоснования
были созданы Юнгом и Фрейдом, где главная мысль сводилась к тому, что рисунок и
любое иное творчество человека выражает его подсознательные мотивы и
стремления.
Арт-терапия помогает развить коммуникативные и когнитивные
способности, понимать других и чувствовать себя уверенней.
Все виды арт-терапии совершенно
безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет
противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в
индивидуальной, так и в групповой форме.
Важный принцип арт-терапии
– одобрение, похвала
и
принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от
их содержания, формы и качества. Желание ребенка – основное условие занятия.
Творчество без желания невозможно. Непосредственное участие самого педагога в
той работе, которую он предлагает ребенку.
Существует
достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии: Есть такие виды, как:
сказкотерапия, песочная терапия,
музыкотерапия, изотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия. В арт-терапии применяются различные виды искусства:
рисование, танцы, фотография, музыка, лепка. Творческая деятельность помогает собраться с
мыслями, оказывает успокаивающее действие, помогает избавиться от комплексов.
Работа с детьми с
ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания и похода к
воспитанию.
Направление
арт-терапии, которое используется в
работе с детьми с ОВЗ, это самый известный вид – терапия рисунком
или изотерапия. В его основе лежит изобразительное искусство,
которое является средством для нормализации эмоционального состояния,
отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Рисование напрямую
связано с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением. Изотерапия дает положительные результаты в работе с особыми детьми, помогая им справиться со
своими психологическими проблемами.
В
работе МБДОУ «Колосок» с. Уютное педагоги опираются на парциальную
программу художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки».
Некоторые из задач этой программы предлагают нам
формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов
для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета,
фактуры. Создать условия для свободного
экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Создавать условия для самостоятельного
освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе
доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия,
форма, ритм, динамика) в их единстве. Побуждать детей самостоятельно выбирать
способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого
освоенные технические приемы.
Для
изотерапии имеются: многофункциональные доски-мольберты для рисования, магнитные доски, шаблоны, воздушный пластилин, различный
материал для рисования.
Рисование
– естественное занятие, через которое ребенок познает мир. В процессе творчества дети получают удовольствие от
деятельности. С помощью изобразительной деятельности осуществляется воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ.
Рисование, лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки
напряжения.
Обычно проводится рисование с использованием традиционных и
нетрадиционных техник. Мы используем в работе методы изотерапии: рисование
красками, карандашами, мелками, монотипия, метод тычка, ватной палочкой, тычок
жесткой полусухой кистью, рисование по мокрой
бумаге, кляксография, каракули, рисование губкой или кусочком поролона, рисунки ладошкой, отпечатки листьев, монотипию
предметную, рисование мятой бумагой, пластилинография, отрывная аппликация. Новые изобразительные способы мотивируют
деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный
опыт. При этом снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В
таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит
неосознанной информации. Дети с удовольствием включаются в создание изображений
необычным способом.
Дети с помощью изотерапии становятся менее замкнутыми, легче
адаптируются в обществе. После занятий у детей часто нормализуется сон,
исчезает агрессия, излишняя активность.
Использование изотерапии с детьми с особенностями развития
повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.
Дети группы комбинированной направленности с особенностями развития участвуют
в арт-терапевтической работе, так-так она не требует от них каких-либо
способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт -
терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.
Метод изотерапии стал в работе с детьми с ОВЗ
эффективным методом снижения уровня замкнутости, тревожности у детей.
Результатом работы стало создание
положительного эмоционального настроя. Улучшился процесс общения со
сверстниками и взрослыми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.06.2023
Дата обновления: 18.06.2023
Дата публикации: 18.06.2023