01.06.2023
Музыкотерапия, логоритмика для детей с ОВЗ.
Арт-терапия в
переводе с латинского означает «лечение
искусством».
Все виды арт - совершенно
безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет
противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так
и в групповой форме
Изучение
психолого-педагогической и методической литературы показало, что коррекция
эмоциональной сферы у детей с ОВЗ будет проходить более успешно при условии
включения в воспитательный процесс одной из любимых видов деятельности детей
дошкольного возраста – музыкальной деятельности.
Музыка – существенная часть коррекционного процесса, она увеличивает
заинтересованность и обостряет впечатления детей, а также дает возможность
активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения,
улучшать эмоциональное состояние.
Особое место в работе МБДОУ «Колосок» с особенными детьми занимает
музыкотерапия.
Музыкотерапия-одно из
перспективных направлений в жизни ДОУ.
Музыкотерапия –
это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных
отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в
поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных
соматических и психосоматических заболеваний.
Использование музыки на занятиях с
ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных
инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения
общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован,
снимает страхи, напряжение.
Для достижения результатов групповых
музыкально-коррекционных занятий целесообразно равномерно распределяя
психофизическую нагрузку. Проводятся по схеме: Приветствие; Свободное движение;
Ритмическая разминка; Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для
развития речевых и мимических движений; Пение; Слушание музыки и игра на
детских музыкальных инструментах; Танцы, хороводы; Коммуникативные, ритмические
игры и игры по правилам; Прощание.
Все в нашем организме
подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство
ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому на музыкальных занятиях включаю элементы логоритмики.
Логопедическая ритмика – это одна из форм
кинезотерапии (терапии движением), направленная на преодоление нарушений путем
развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и
музыкой. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а
является их организующим началом. Помимо традиционных разделов: пение,
слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах,
встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации
слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на
выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые
упражнения. Основной принцип музыкального занятия - тесная связь движения с
музыкой, включение речевого материала. Подобный интегративный принцип,
базирующийся на триединстве музыки, речи и движения, позволяет исправлять
речевые нарушения за счёт развития двигательной сферы, а двигательные нарушения
корректировать путём включения в двигательные процессы речевого контроля.
Основными задачами логоритмического
воздействия являются:
o
развитие слухового
внимания и фонематического слуха;
o
развитие
музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма,
певческого диапазона голоса;
o
развитие общей и
мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики,
пространственных представлений;
o
воспитание умений
перевоплощаться, выразительности и граций движений, умения определять характер
музыки, согласовывать её с движениями;
o
воспитание
переключаемости от одного поля деятельности на другое;
o
развитие речевой
моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и
фонационного дыхания;
o
формирование и
закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах
речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его
музыкальным образом, буквенным обозначением;
o
формирование,
развитие и коррекция слухо-зрительно – двигательной координации.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие
элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности,
формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Необходимым условием в выработке двигательных,
слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого
материала с целью создания ситуации успеха на занятии.
Музыкальное занятие включает следующие
элементы логоритмики:
o
-логопедическую гимнастику
o
-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
o
-пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
o
-упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
o
-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания, логопедические распевки;
o
-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного
тренинга;
o
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
o
-мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
o
-упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно- образного мышления;
o
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств
общения, позитивного самоощущения;
o
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Не все перечисленные элементы включаются в
структуру одного занятия. Их последовательность варьируется в соответствии с
характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. В
результате у детей прослеживается положительная динамика речевого развития
Таким образом, сочетая
в своей работе элементы арт-терапии, логоритмики, достаточно быстро можно
добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является
очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает
участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого
эффекта.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.06.2023
Дата обновления: 18.06.2023
Дата публикации: 01.06.2023