09.06.2023
Оздоровительная гимнастика
для коррекции и
профилактики плоскостопия
у детей дошкольного
возраста
посредствам
физических упражнений
Педагогическая технология разработана на основе
методических пособий: Моргуновой О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений
осанки в ДОУ»; Анисимовой Т.Г, Ульяновой С.А. «Формирование правильной осанки и
коррекция плоскостопия у дошкольников»; Клюевой «Корригирующая гимнастика для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада»,
Лосевой В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и
лечение», Шармановой С.Б., Федорова А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия
у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического
воспитания».
Отличительные особенности технологии.
Комплексный подход, включающий различные
компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
Данная технология может применяться в
любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых
средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей
аппаратуры.
Знания, умения и навыки детей, полученные
на занятиях, имеют практическую значимость. Технолгия не дублирует ни один из
предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает
активную практическую деятельность детей и воспитателя.
Актуальность технологии состоит в
том, что сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых
самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления
здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная
с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем
результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном
возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Все чаще и чаще в
детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки,
так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается
среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым
мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для
сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы
перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются,
опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно -
поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста
является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном
плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается
сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно
часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при
ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений,
перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых
синдромов остеохрондроза. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только
делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце,
легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной
системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности
и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости
здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование
старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях
организованных детских коллективов. В реализации технологии участвуют не только
дошкольники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки,
неправильное развитие сводов стопы), но и дети, стремящиеся сформировать
правильную осанку и избежать плоскостопия, а также улучшить физическую
подготовленность. Набор в группы проводится на основании медицинских заключений
и желания родителей (законных представителей) детей, посещающих детский сад.
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.
Основным
содержанием технологии являются общеразвивающие и специально подобранные
физические упражнения, и игры, направленные на формирование правильной осанки и
профилактику плоскостопия. В программе предусмотрено отслеживание результатов
воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга
физического развития и физической подготовленности.
Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний
организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных
действий или после занятия (группой или индивидуально). Такие беседы знакомят
дошкольников не только с необходимостью формировать правильную осанку, вести
здоровый образ жизни, но и с техникой выполнения тех или иных видов физических
упражнений и их значимостью на организм человека.
Цель: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу
жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата детей
дошкольного возраста.
Задачи:
Оздоровительные
·
сохранять и укреплять здоровье детей;
·
содействовать правильному и своевременному формированию физиологических
изгибов позвоночника и свода стопы;
·
оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
·
укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как
необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
·
обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
Развивающие
·
развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость,
ловкость);
·
двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
·
дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни.
Воспитательные
·
воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной
походки;
·
корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность,
страхи, агрессивность, низкая самооценка);
·
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
В реализации
педагогической технологии участвуют не только дошкольники, имеющие отклонения в
физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы), но и
дети, стремящиеся сформировать правильную осанку и избежать плоскостопия, а
также улучшить физическую подготовленность.
Основным содержанием
проведения оздоровительной гимнастики являются общеразвивающие и специально
подобранные физические упражнения, и игры, направленные на формирование
правильной осанки и профилактику плоскостопия. Инструктором ФК проводится
отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника
посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.
Теоретический материал
по оздоровительной работе дается темами, сообщение знаний организовывается в
форме бесед в процессе проведения оздоровительных мероприятий во время
выполнения двигательных действий или после них (группой или индивидуально).
Такие беседы знакомят дошкольников не только с необходимостью формировать
правильную осанку, вести здоровый образ жизни, но и с техникой выполнения тех
или иных видов физических упражнений и их значимостью на организм человека.
Организационно - методические рекомендации.
Начиная
занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных
особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его
двигательных навыков и умений.
Физическая
нагрузка на занятиях дозируется и зависит от:
-подбора физических упражнений (от
простого к сложному),
-продолжительности физических упражнений,
-числа повторений,
-выбора исходных положений,
-темпа движений (на счет 1-4),
-амплитуды движений,
-степени усилия,
-точности,
-сложности,
-ритма,
-количества отвлекающих упражнений,
-эмоционального фактора.
Дозировка и
нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности детей и их
возраста. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные
особенности детей.
Способы организации
воспитанников
Характеристика способа организации |
Достоинства способа организации |
Недостатки способа организации |
Фронтальный способ |
||
Все дети одновременно выполняют одно и то же или разные упражнения под
руководством педагога. |
Обеспечивает высокую моторную плотность занятия; постоянное
взаимодействие воспитателя и детей, облегчает руководство; в поле зрения вся
группа; повышает физическую нагрузку; способствует закреплению двигательных
навыков, развитию физических качеств; приучает коллективно выполнять
упражнения. |
Затруднен индивидуальный подход |
Групповой способ |
||
Педагог разделяет детей на несколько подгрупп (по 2 - 4 человека), и
каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как выполнят
упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе
совершенствования двигательных навыков. |
Обеспечивает высокую моторную плотность занятия; повышает двигательную
активность детей; воспитывает умение самостоятельно выполнять задания;
ответственность, сдержанность; дает возможность упражняться в нескольких
видах движений; повышает физическую нагрузку; возможно осуществлять
индивидуальную работу. |
Ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений,
оказывать им помощь, исправлять ошибки; трудно распределять внимание на всех. |
Индивидуальный способ |
||
Каждый выполняет упражнение индивидуально; педагог проверяет качество
выполнения и дает соответствующие указания; остальные наблюдают за
исполнителем и оценивают движения. |
Развивает точность двигательного действия. |
Низкая моторная плотность занятия. |
Посменный способ |
||
Дети выполняют упражнения посменно по несколько человек одновременно;
остальные в это время наблюдают и оценивают. |
Происходит отработка качества движений; возможен индивидуальный подход. |
Низкая моторная плотность занятия. |
Поточный способ |
||
Все делают упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для
осуществления большой повторности упражнения могут быть организованы в 2-3
потока. Разновидность поточного способа – круговое («станционное»). При такой
организации передвигаются по кругу, переходит от одной «станции» к другой и
выполняют без перерыва серию упражнений. |
Сохраняется высокая моторная плотность занятия; содействует воспитанию
физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в
пространстве. |
Трудно осуществить качественную оценку движения, исправить неточности
двигательного действия. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.06.2023
Дата обновления: 18.06.2023
Дата публикации: 09.06.2023