08.01.2024
Роль артикуляционной гимнастики
в коррекции звукопроизношения
Учитель-логопед Никулина Т.А.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из
основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в
школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность
малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие
негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности
речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество
детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями
звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является
врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее
развитие зависит от многих причин. Одним из условий
нормального становления звукопроизношения является
полноценная работа артикуляционного аппарата.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Когда
люди делают гимнастику
для рук, ног
- дело нам
привычное и знакомое.
Мы тренируем мышцы,
чтобы они стали
ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем
язык тренировать? Оказывается,
язык - главная
мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика
просто необходима. Ведь
язык должен быть
достаточно хорошо развит,
чтобы выполнять тонкие
целенаправленные движения, именуемые
звукопроизношением.
Артикуляционная
гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики
- выработка правильных,
полноценных движений и
определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного
произношения звуков, и
объединение простых движений
в сложные.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Регулярное выполнение артикуляционной
гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение
артикуляционных органов и
их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных
органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ,
щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую
артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость)
артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному
произношению звуков.
Как
проводить артикуляционную гимнастику.
При
проведении артикуляторной гимнастики
особое внимание необходимо
уделять качеству выполнения
артикуляторных движений. Важно
следить за чистотой
выполнения движений (без
сопутствующих движений), за
плавностью движений, темпом,
нормальным тонусом мышц
(без излишнего напряжения
или вялости), за
объемом движений, умением
удерживать движение
определенное время, за
переключаемостью движений, т.е.
возможностью перехода от
одного движения к
другому, за точной
координацией движений языка и
губ.
Поначалу
артикуляционную гимнастику необходимо
выполнять перед зеркалом.
Ребенок должен видеть,
что делает его
язык. Мы, взрослые,
не задумываемся, где находится в
данный момент наш язык (за верхними зубами
или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный
навык, а
ребенку необходимо через
зрительное восприятие обрести
этот автоматизм, постоянно
упражняясь.
Проводить
артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше выполнять упражнения 2 раза в день
по 5 минут. Прежде чем
начать занятия, лучше
познакомить ребенка с
названиями артикуляционных
органов.
Артикуляционная гимнастика
выполняется только сидя. Упражнения выполняются от простых к
сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7
раз. Если у ребенка не получается сразу
упражнение - не беда, проделайте вместе с
ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы
потренируемся и все
получится. Чаще хвалите ребёнка и
ни в коем
случае не выказывайте
недовольство. Это придаст
ему уверенности в
своих силах и
снимет беспокойство за результат.
Разнообразить занятия
помогут картинки, детские
стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не
угасал интерес к занятиям.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно
для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения,
необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.01.2024
Дата обновления: 08.01.2024
Дата публикации: 08.01.2024