27.03.2024
Виды деятельности на занятии
по правовому воспитанию
Занятия по правовому воспитанию
обычно проводятся в ДОУ один раз в месяц в старшем дошкольном возрасте (в
среднем звене — гораздо реже, два-три раза в год, поскольку они носят
ознакомительный характер) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего
мира. Однако дошкольники лучше всего осваивают правовое
пространство на конкретных примерах и на собственном опыте. Поэтому такая
работа тесно связана с поисково-экспериментальной и коммуникативной
деятельностью.
Большое воспитательное значение имеет чтение
художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности,
обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко
демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.
1. «Кот, лиса и петух». Лисица нарушила
право на личную неприкосновенность петушка.
2. «Заюшкина избушка». Грубое вторжение
в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную
ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
3. «Гуси-лебеди», «Волк и семеро
козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу
персонажей.
4. «Маша и медведь». Ограничение
свободы человека, удержание его в неволе.
5. На примере литературной сказки
«Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на
медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать
дошкольника о праве на образование.
В русской
народной сказке Кот, петух и лиса демонстрируется нарушение права на личную неприкосновенность
Комплексные
и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную
деятельность. Например,
после рассказа воспитателя о символике стран старшим дошкольникам предлагается
нарисовать флаг и герб своей страны. После беседы о правах и обязанностях
членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям
дома».
Тематика
занятий
по
правовому воспитанию
В средней группе, когда только
начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие
темы.
1.
«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права
и обязанности).
2.
«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко
изучаются указанные темы и добавляются новые.
1.
«Моя страна» (каждая страна имеет свои законы и правила, которые обязаны
соблюдать все граждане).
2.
«Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).
3.
Знакомство с важнейшими правовыми документами: «Конституция», «Декларация
прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном
уровне).
4.
«Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).
5.
«Право на жилище».
6.
«Право на имущество».
7.
«Право на свободу и равенство»
8.
«Право на отдых, игру, развлечение».
9.
Итоговое занятие можно обозначить как «Путешествие в страну Правдивию»
(либо Правознайкино и пр.)
Мотивирующее начало
занятия по правовому воспитанию
Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача
педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень
важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят
отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в
вагончик — для этого нужно назвать своё имя.
Другой пример. Педагог сообщает дошкольникам, что хочет познакомить их с
замечательной книгой под названием «Права ребёнка». Но тут появляется злая
Баба-Яга (это может быть игрушка), которая отбирает книгу и уходит (говорит,
что ребята ещё слишком малы, чтобы её изучать). Таким образом, интерес детей к
книге возрастает, и они отправляются по следам Бабы-Яги, чтобы вернуть пропажу,
незаметно осваивая по дороге важные понятия.
Ребята всегда любят помогать слабым, чувствуя при этом свою значимость. В
связи с этим можно продумать соответствующую мотивацию. В группе появляется
маленький человечек Кирюша. В стране, откуда он приехал, живут большие и
маленькие люди. Большие всегда серьёзные, занятые, часто говорят о своих
правах. А вот о правах маленьких человечков все молчат, как будто их вовсе нет.
Дошкольники с удовольствием познакомят Кирюшу с главным международным
документом «Всеобщая Декларация прав человека»: он узнает, что права людей не
зависят от их внешних признаков, например, роста.
Подойдёт и такой вариант — к дошкольникам приходит в гости грустный
Буратино. Он переживает, что его не возьмут в школу, а он так хочет учиться.
Воспитатель сообщает персонажу, чтобы его обязательно возьмут в школу, ведь
есть особое право — на образование, чтобы все желающие могли учиться.
Педагог может подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную страну Правдилию. Здесь счастливо жили люди и животные, растения и насекомые. Каждый имел разные права: на жизнь, свободу, счастье, отдых и пр. В стране был чудесный сад, который все оберегали, ведь там рос «цветок Счастья»: именно на его лепестках были записаны все права.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2024
Дата обновления: 27.03.2024
Дата публикации: 27.03.2024