Педагог-психолог

17.03.2021

Краткий практикум "Как делать замечание ребенку"


Замечание – это краткое суждение, высказанное по поводу чего-то увиденного или услышанного. Это суждение может быть как со знаком «плюс» («Вижу, что ты убрал за собой тарелку»«Мне нравится, как у тебя получается строить домики»), так и со знаком «минус» («Опять ты всё раскидал»«Тебе бесполезно что-либо объяснять»).

 

Чаще всего, когда ребёнок ведёт себя нежелательным образом,  мы делаем ему замечание со знаком «минус», начиная своё предложении с частицы «Не».

 

Примеры неудачных замечаний, которые ребенок, как правило, пропускает «мимо ушей»

 

– Не кричи
– Не бегай
– Не трогай
– Не ври
– Не пачкайся
– Не разбрасывай игрушки
– Не валяй дурака

 

К сожалению, такие замечания малоэффективны. Наверняка вы сталкиваетесь с тем, что ребёнок как будто не слышит  ваших замечаний, не обращает на них внимания или даже делает всё наоборот.

 

Есть хорошее упражнение, которое наглядно иллюстрирует, как тяжело ребёнку осознавать и выполнять команды, которые начинаются с частицы «не».

 

Необходимо следовать моим просьбам и выполнять их как можно быстрее: «Встань», «Сядь», «Посмотри вверх», «Не вставай», «Подними руку», «Не смотри направо», «Посмотри налево»,  «Не смотри вперёд» и т. д. 


Согласитесь, что осознать и выполнить команды, сформулированные с частицей «не» сложно, и они часто теряются. Каждый раз нужно напрягаться и соображать: «Что мне сейчас нужно делать?».

 

А теперь  почувствуйте разницу: «Садись», «Вставай», «Посмотри направо», «Посмотри налево», «Подними руки вверх», «Посмотри в сторону». Согласитесь, что следовать таким простым и понятным просьбам намного легче.

 

Почему ребенок часто не понимает и не реагирует на замечания?

 

Становится понятно, что замечания, которые начинаются с частицы «не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что мама/воспитатель хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ», и только затем ребёнок должен додумать «Что она хочет, чтобы я ДЕЛАЛ». Это может быть довольно сложно и запутанно, особенно для маленьких детей. Гораздо проще для ребёнка, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать (вместо того, что НЕ следует делать).

 Хочу такой сайт

Большое количество фраз, которые начинаются с «не» психологически дестабилизирует ребенка. Как и любые замечания и суждения, которые несут негативную окраску. Если вы сами в течение дня будете постоянно слышать в свой адрес слова и фразы, которые имеют негативную окраску, вас это тоже быстро дестабилизирует. Именно так часто чувствуют себя наши дети.Хочу такой сайт

 

Я не призываю вас совершенно отказаться от фраз, которые начинаются с частицы «не» во время вашего общения с ребёнком. Просто постарайтесь сделать так, чтобы фраз со смыслом «Делай вот так и так» было значительно больше, чем фраз «Не делай вот так».

 

Как правильно формулировать замечания ребенку

 

Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания. Используйте в самом начале вашей фразы тот глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать.

 

Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую. Это совсем не сложно.

 

Примеры правильной формулировки замечаний

 

– Говори тихо (вместо: «Не кричи»);
– Сложи игрушки в коробку  (вместо «Не разбрасывай игрушки»);
– Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо «Не ной!»);
– Расскажи мне, как было на самом деле (вместо «Не ври»);
– Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо «Не бегай по дому»);
– Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо. «Не жуй с открытым ртом») и т. д.

 

В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.

 

Конечно, на первых порах вам потребуется следить за тем, что вы говорите. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы. Вы заметите, насколько меньше времени потребуется на то, чтобы он начал действовать в правильном направлении. Совсем немного практики и вам станет уже привычнее говорить именно так, а не иначе.

Старайтесь уменьшать количество замечаний с частицей «не» и чаще использовать глаголы, которые описывают желаемое поведение ребёнка. И вы очень скоро убедитесь в том, что это очень эффективно. 

Консультация на тему_ «Развитие детей до трех лет».pdf (скачать) (посмотреть)

24.01.2024

Родителям дошкольников очень важно понимать, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».